Мастерская > Обзоры

Летчик-истребитель Борис Сафонов

фото #1
фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
фото #7
фото #8
Обзоры: Летчик-истребитель Борис Сафонов

Анонс фирмой Eduard фигурки «Летчик-истребитель, Балтфлот» в нетрадиционном для фирмы масштабе 1:16 наделал много шума - поначалу были даже предположения, что пред очи моделистов предстанет очередной люфтваффен-пилоттен, или что планы так и останутся планами. Но предсказания насчет немецкого летчика не оправдались; и более того - фигурка вышла не просто безликим «файтер пайлот», а с гордой надписью «Сафонов». Отрадно, что за бугром знают наших летчиков, помнят о них и проявили неподдельный интерес. Правда, Борис Феоктистович не на Балтийском флоте воевал. Но в итоге и продается фигурка не с этикеткой «Балтфлот». Итак, вот он, долгожданный советский летчик от «Эдуард».

Начнем с упаковки. В большой светло-бежевой коробке с гадко передранной из Дармана картинкой летчика морской авиации (уточним - картинка не украдена из Дармана, а перерисована «по мотивам» - впрочем, качество рисунка действительно сильно уступает оригиналу - Ред.), размытым И-16 на заднем плане и большой четкой надписью «Сафонов», имеем два литника из пластика коричневого цвета (точнее - среднего между коричневым и телесным), плюс упакованный в полиэтилен небольшой лист с фототравлением, традиционно для "эдуарда" застрахованный от случайных потерь - попросту говоря, прибитый степплером к коробке. Кроме того, там же - подробная инструкция с цветной раскадровкой этчеда, цветным вариантом окраски, и два листа с репродукциями черно-белых рисунков из Wartales на тему "Борис Сафонов". Полиграфия традиционно на высоте, ну а собственно картинки... Хочется сидеть и рассматривать подольше. Великолепные рисунки! Жаль, маловато их - два листа абсолютно одинаковы и разнятся лишь подписями, в коробку вложены чешский и английский варианты.

Фототравление. Впервые столкнулся я со знаменитым цветным травлением «эдуарда». Качество травления, как всегда, безупречное, но вот цветность, честно скажу, впечатляет очень сильно: если пуговицы - то «латунные», если ремни - то черные и коричневые, пряжки и крючки не прокрашены вместе с ремнями, и остаются с «металлическим» блеском, ну а «краб» («капуста») - просто потрясает. Звездочка - красная, венчики - «латунные», на них есть рельефные полоски выштамповки, а внутри кокарды - «дырчатый» якорь, обвитый якорным канатиком, как положено!

Пластик. Итак, в коробке мы обнаруживаем ту самую фигурку в «дармановской» позе, слегка измененной. Литье очень хорошего качества, детали крупные, но усадок и недоливов практически нет. На моем наборе была лишь одна усадочная яма - на левом бедре фигурки. Ее зашпаклевание, впрочем, не нанесет вреда ни стежкам ни складкам - я проверил. Облоя тоже почти нет. По габаритам фигурка смотрится слегка переразмеренной рядом с фигуркой от Dragon, но я отнес это на счет теплой толстой одежды, как известно, полнящей человека. На первый взгляд, деталей немного, но когда начинаешь собирать, то понимаешь - самое то. Главное есть, а остальное дорабатывается моделистом по желанию. Минус в том, что к деталям подходят чересчур толстые питатели и легко срезать деталь с литника не удастся, да и хвостик литника потом убирается с некоторым трудом.

Ватные брюки проработаны очень хорошо и копийно, в том числе потрясающе сделано обилие мелких складок-морщин на них (сравнивал с ТМовской «Униформой РККА»). И что важно - на собранной фигурке они смотрятся именно «грузно» и «толсто», а не как гимнастическое облегающее трико. Каждая нога состоит из «внутренней» и «внешней» половинки бедра, линия их стыка проходит аккурат по стежку ватника - просто и мудро. Слегка смущают сложные линии разъема половинок деталей на других частях фигурки, но об этом ниже. «Полуноги» точно и аккуратно входят в посадочные места по стыку с унтами (на фото фигурка собрана на каплях клея, и потому в момент фотографирования унты начали отваливаться). И вот на унтах - та самая сложная линия разъема. Подозреваю, что так сделано ради наименьшей потери эффекта «меха» на унтах при обработке после склейки (линия извивается аккурат по складкам меха). Но все равно мех надо менять - очень уж он утрированно смотрится, как грива коня на барельефе. По первоначальным моим прикидкам, достаточно будет сточить мелкой наждачкой (или крупной - все равно) барельефистый слой и наклеить вкруговую полоску искусственного меха от детской игрушки подходящего цвета (красить в таком масштабе мех сложно, будут видны залипы ворсинок. Либо взятькороткий плюш. Фотографии в «ТМ»овской «Униформе РККА» показывают, что был мех и длинный и короткий. Кроме того, именно короткий «плюш» сделан на знаменитой фигурке летчика работы Андрея Блескина, в профессионализме и знаниях которого сомневаться не приходится). Но вернемся к исходному набору.

В «мехе» намечены посадочные места-вмятины под ремешки и пряжки. Собственно унты даются с каблуком. И это правильно - знающие люди говорят, что в наши дни чаще всего попадаются унты на толстой войлочной плоской подметке, но в 40-е годы было и так и с каблуком. Ну и как-то в «секонд-хэнде» еще на Украине я видел унты на резиновой подошве с каблуком. Туловище также из двух половинок - оно склеивается из спины и груди, есть вмятые посадочные места под ремешки и прочие клапаны спасжилета, но проработка мелочей ( в 16-м масштабе довольно крупных) тут маленько хромает. Например, замылен отогнутый воротник и выглядит он просто утолщением на плече, ну а пола надувного спасательного жилета очень примитивно отлита - как рельефное утолщение на животе. Неприятно было такое наблюдать у «эдуарда» наряду с филигранным литьем мелочей. Но я думаю, что сделать полы отдельными деталями было бы сложно для стыковки их с жилетом, а пролить тонкие полы зацело с туловищем - для «полистироловой» технологии непросто.

Я так и не идентифицировал (ни в ТМ-овской «Униформе», ни у Дармана, даже после многократных разглядываний иллюстраций и фронтовых фотографий в фотоальбомах) куртку под спасательным жилетом. Не кожаная, это точно - она и у Дармана и на инструкции имеет защитный цвет, как любая советская военная одежда, слишком узкие для кожанки рукава, и к тому же рукава заправлены в перчатки, а полы - в ватные брюки. Но тогда какая? Такого покроя я в ТМовской книге не нашел, а других монографий-источников по летчикам у меня нет. Не думаю, что взята она с потолка, скорее всего, что-то поддёвочное, не исключено, что куртка-ветровка, но повторюсь, точно утверждать не могу. Мне не понравился ворот свитера. Он выглядит тонковато даже для гольфа-«водолазки», которой, собственно, и является. Посадочное место для шеи фигурки и сама шея не очень хорошо подгнаны друг к другу. Ну и конечно, придется повозиться, делая либо растянутую горловину водолазки либо тугую, то есть, стоящую повыше. Впрочем, главное, что горловина сделана, то есть дана база для доработок. Кисти рук отлиты хорошо. Точнее, одна кисть - левая. Правая одета в перчатку и сжимает снятую с левой руки перчатку. Голая кисть сделана очень достойно, и даже для любителей минимальной возни уже отлита папироса в пальцах. Перчатки сделаны, опять же, для 16-го масштаба не очень, и я думаю, что "по Дарману" делались. В ТМовской монографии такие же перчатки показаны на фото (стр. 156) - они немного короче, но объемнее. Но пластик легко дорабатывается, и думаю, это не проблема. Да и нет догм, верно? в жизни могло быть все что угодно, вплоть до неуставных, но теплых рукавиц. Любители же экзотики после недолгих доработок смогут сделать либо шерстяные вязаные перчатки, либо уже упомянутые варежки, либо франтоватые кожаные перчатки...

Фуражка, кобура ТТ и детали спасательного жилета отлиты очень качественно, но если детали жилета проработаны безупречно, то фуражке надо доработать тулью на базе родной. Нету подворотов и характерных тканевых загибов под околыш, нету складочек - ничего. Хотя есть явно видный шов на затылке тульи, и натягивающая верх «макушка» угадывается под тульей. Кстати, мудро «эдуарды» решили извечную проблему страхования от косой посадки фуражки моделистом. А именно - донце головного убора имеет четыре штырька-распорки, так что посадить фуражку со смещением практически невозможно. Так же - фиксирующими штырьками - обеспечивается верная посадка тульи фуражки на околыш. Но несколько удручают пренебрежения к мелочам, учитывая фантастическое качество травленой кокарды на фуражку и проработанные складки на ватных брюках. Кобура же имеет совершенно гладкие торцы, как деревянная точеная чурка - а ведь на 16-м масштабе уже заметны все мелочи, включая рукоятку пистолета, толщину клапана кобуры...И в том числе - пустота между клапаном, рукояткой и собственно кобурой... Зато шомпол дан отдельной деталью потрясающей ажурности! В общем, соседствуют ювелирное литье и некоторые упрощения. Голова склеивается из затылка и лица. Собираемость, подгонка деталей в целом неплохая, но вразнобой - унты, например, по заковыристой линии разъема стыкуются идеально, а туловище по простой кривой - не совсем. Фуражка «играет» на неровной поверхности склеенной головы. Напоследок о лице. С реальным Борисом Сафоновым имеет мало сходства. Но, повторюсь, уже сам факт появления советского летчика - событие, особенно учитывая на нынешнем рынке численный перевес фигурок немецких солдат в крупных масштабах.

На фотографии фигурка собрана в основных деталях (без травления, элементов амуниции и деталировки спасательного жилета) и «на каплях».

Набор для сборки предоставлен фирмой «Эдуард» через пражский модельный магазин по цене 21 доллар.

Обсуждение статьи (комментариев: 1)

[AMATORY] ( Тула )
Борис,не курил!
 
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.