Мастерская
История одной работы
За победу!
Из армейских историй отца мне особенно нравится эпизод,
когда в начале 70-х к ним в одну из частей ЦГВ прибыла творческая группа
советских и чехословацких кинематографистов снимать фильм о войне.
На "натуре", то есть в Татрах, переодетые в фашистов мотострелки две недели
отрабатывали сцену атаки на позиции словацких партизан - сцену, которая в фильме заняла минуты три.
Первоначальные восторги статистов в киношном "фельдграу" вскоре сменились жуткой усталостью
от бесконечных дублей, и сердобольные командиры стали потихоньку заменять отобранный
режиссером человеческий материал. Каково же было удивление съемочной группы, когда во
время итогового просмотра на лучших батальных кадрах в атаку шли гитлеровцы - раскосые узбеки из хозвзвода...
В моем случае с физиономией было все в порядке, принадлежала она "Немецкому солдату с велосипедом" (Tamiya 94005).
Фигурка была приобретена давно, и как-то не вписалась ни в одну из задуманных диорам,
хотя сама по себе миниатюра очень даже неплоха. Идея переодеть немца возникла спонтанно,
для этакой творческой "встряски", и не без влияния картинок с выставок из глянцевых буржуйских журналов.
Там рынок военно-исторических миниатюр представлен всеми эпохами и масштабами,
но все это главным образом дорогие игрушки из смолы и белого металла.
Мы пошли другим путем, применив знакомые технологии, простейшие материалы, и взяв за руководство к действию
правила конкурса переделки фигур, ежегодно проводимого фирмой Tamiya
(Remodelling Figure Contest).
Из военных миниатюр 1/35 хитроумные японцы мастерят спортсменов и актеров (вплоть до передачи портретного сходства!),
самураев и каких-то своих покемонов из комиксов. Главное - оригинальность замысла
и приложенное старание переделать серийное изделие в нечто неповторимое.
Приемы переделки (конверсии) были неоднократно изложены на страницах "Стендмастера"
("Путеводитель по созданию диорам") и других изданий.
Я не решился проводить пластические операции на лице (очень оно красивое),
несколько статичная и расслабленная поза также не располагали к переделкам в бегуще-орущего бойца.
Пусть стоит, улыбается, нашим легче. Отправим его лучше в костюмерную,
пусть совершит путешествие во времени, поменяв облик, а заодно и национальность.
Решено было сделать фрица русским солдатом времен Петра I,
простым пехотинцем славной Полтавской баталии (атрибуты и регалии барабанщика добавились позднее).
Переодевание началось с ног - надфиль отсек, вернее, сточил все лишнее,
и под мешковатыми штанами обнажились затянутые в чулки икры.
С башмаками было попроще: на место сточенных шнурков (не было их тогда) приклеил ремешки из кусочков облоя и пряжки из фольги.
Из фольги же формировал широкие язычки обуви. И затем - стиль: с помощью шпатлевки Tamiya Putty
вылепил солдатским ботам тяжелые квадратные носы.
Переходим к туловищу. Срезал все накладные карманы и воротник.
Здесь необходимо сверяться с рисунками прототипа: обмундирование той поры состояло из двух образцов
примерно одинакового покроя - камзола (носился поверх белья) и кафтана (более длинного, носился поверх камзола).
Кафтан имел 3 разреза - сзади и по бокам, со сборками в области талии.
Для текстильных работ применялась пропитанная ПВА туалетная бумага (метод, опробованный на имитации брезента).
Пришлось сделать не так уж и много: выклеить заготовленные по примитивным выкройкам нижнюю кромку камзола,
полки и полы кафтана (загнуты подкладкой наружу, было такое), широкие обшлага и плечевые "крыльца" барабанщика.
Не забыть про фигурные клапаны карманов - опять срисовывай с картинки!
Отложной воротник в 1709 году еще только входил в моду, но Фриц-Иван его получил. Некоторая неуставщина
в галстуке, он не заправлен, а по-пиратски выставлен бантом в расстегнутом на груди мундире.
Добрались до головы. Переделки ограничились прической, лучше всего у меня она выходит из растворенных
в клею пластмассовых опилок. Вязкая масса наносится на голову (солдатику) и при помощи шильца или иглы формируется
в "свалявшиеся" патлы, то есть пряди. Макушка получила нашлепку и уплощение, послужившее затем тульей шляпы,
после этого были приклеены поля (бумажный кружок с дыркой), загнутые треуголкой.
Мелочи. Пуговицы нарезаны из тянутого литника. Ремень - из кальки, приклеен поверх "родного", пряжка из медной проволочки.
Шпага в ножнах - из зубочистки, рукоять из булавочной головки, гарда из фольги.
Ну и барабан - обтянутый бумагой обрезок шприца. Вся фигура покрыта шпатлевкой - сглажены стыки пластика и бумаги,
все приобрело однородную прочность, заодно образовался и грунт под покраску.
По окраске определить полковую принадлежность субъекта довольно сложно,
но в ответ на возможные нападки искушенных униформологов можно сослаться на вполне реальные проблемы переходного периода,
да еще и военного времени. Под Полтавой русская пехота сражалась в кафтанах зеленого, красного, серого сукна.
Сочетание зеленого и красного входило в традицию постепенно, мешали трудности со снабжением.
Шляпы могли иметь как круглый, так и плоский верх, застежка поля шляпы на пуговицу также встречалась не всегда.
Галстуки были красными, зелеными или черными, в гвардии - белыми.
У унтер-офицеров - серебряные галуны в положенных местах.
Окрашивалась фигура нитроэмалями, маслом и водорастворимой восковой темперой.
Для варьирования оттенков применялась пастель и растертые стержни от цветных карандашей.
В ноги вживлены острия булавок (о как!), с помощью которых фигура установлена на кусок ландшафта
(пенопласт с травой из мха, распушенного шпагата и щетины), и все вместе - на деревянное основание -
ароматный спил можжевелового сучка из магазина народных промыслов.
Теперь главный момент, к которому свелась вся "ленивая" конверсия помимо переодевания.
После несложной пересадки правой руки в оную вложен был черненый серебряный кубок, взятый трофеем в обозе Карла XII
(отчеканен из фольги). Осталось плеснуть вина -
Литература:
Леонов О., Ульянов И. Регулярная пехота 1698-1801. М., АСТ, 1995.
Летин С. Гвардия Петра Великого 1702-1725 годов.// Орел, 1992, № 1
Егоров В. Армия Петра I? История одной мистификации. // Цейхгауз, №4 (1/1995)
Егоров В. Солдаты Смоленских полков, 1-я четв. XVIIIв. // Цейхгауз, №4 (1/1995)
P.S. Фигурку отправил-таки в Японию на конкурс Тамии. Авось, повезет.
Обсуждение статьи (комментариев: 0)
Фотоотчет
Предлагаем Вашему вниманию другие фотографии этой работы в галерее.
|
Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.
|