Мастерская > История одной работы

Мать

фото #1
фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
фото #7
фото #8
фото #9
фото #10
фото #11
фото #12
фото #13
фото #14
фото #15
фото #16
фото #17
фото #18
фото #19
фото #20
фото #21
фото #22
фото #23
фото #24
фото #25
фото #26
фото #27
фото #28
фото #29
фото #30
фото #31
фото #32
фото #33
фото #34
История одной работы: Мать

Предистория

Изучая материалы начального периода Великой Отечественной Войны, трудно остаться равнодушным, глядя на картину тяжких испытаний выпавших на долю Красной армии и страны. Советской боевой хроники немного, что обусловлено тяжелым положением на фронте, вот и глядят на нас колонны пленных и остовы советской бронетехники, грандиозные картины катастроф из немецких источников.

Особенно больно смотреть западные источники, т.к. они опираются в основном на немецкую хронику и архивы. Больно читать как методично день за днем, час за часом организовывал Вермахт очередной котел ( например «Котлы 41го» М. Исаев), сквозь толщину времени видеть роковые повороты и решения приведшие к известным последствиям, потерям целых корпусов, армий.

Пресловутый 26й и «ушастый» БТ-7 пожалуй, главные герои скорбной хроники лета «41-го» года. В нашем понимании это образ яростного, отчаянного, но малоуспешного сопротивления русской армии хладнокровной машине Блицкрига. Этих фотографий сотни и тысячи, на многих обгоравшие тела танкистов или десанта, так и не спрыгнувшего с застывшей машины.

Такие фото говорят сами за себя, но более всего заинтересовала нас фотография БТ-7 в Белоруссии (М.Исаев. Танковое сражение в районе Сенно-Лепель): танк подбит, а танкисты захоронены местными жителями, погребение увенчано православным крестом - едва ли практиковавшийся в РККА обычай.

Получается, люди более старшего поколения, не совсем утратившие связи с христианских прошлым предали земле молодых советских бойцов-«птенцов» Ворошилова и Тимошенко, Советской России. Вот и примирились поколения таким печальным образом. Не новая история на просторах много повидавшей русской земли, очередные потные шеи прошли по ней. Ее мы и взяли за основу.

Чтобы сюжет не стал "репортажным", а прозвучал во всем значении, нужно было что-то еще… И это что-то нашлось. Образ "Матери", но не конкретной, а обобщенной. «Матери», земли, которая проявилась в скорбной фигуре старушки. Прототип мы нашли в хронике, фильме «Россия в огне, кровь на снегу, вроде бы серия про 43й год »: Женщина на пленке держит в руках солдатскую каску, которая символизирует чашу, которую испил сполна Русский солдат. И так, совмещение этих сюжетов дало замечательный мощный драматический эффект. Картину мы дополнили «Немецкими работягами»,наследниками Фридриха великого, которые ненадолго оставили свои станки чтобы послужить «Фатерлянду», а также фотографом, он как и многие немцы не чуждый «образного восприятия» решил запечатлеть этот выразительный мотив.

Композиция

Начиналось все с плоскостного эскиза, т.е. не с попытки представить себе объемную композиция как это происходит при создании диорам , например расставляя предметы и формируя сюжет. Итак, мы имеем эскиз скорее для картины, чем для объемной композиции с главной (фронтальной) точки обзора. По этой задумке выходит, что немецкие солдаты, удаляясь от зрителя, уходят за холм по спускающейся вниз дороге.

Перед нами встала задача, как решить это в объеме: Соблюсти соответствие главной точки эскизу, и сделать так чтобы диорама смотрелось цельно со всех сторон (золотое правило скульптуры) , при этом была компактной.

Решение пришло, круг, основание будет круглым. Но как быть с уровнями? как немцы будут уходить за холм, при чем, было ощущения движения и удаления, это при довольно компактном размере.

В процессе поисков пришло замечательное и образное решение: Рельеф на круглом основании будет спирально опускаться от высшей точки на холме к его подножию ,но со смещением нижнего яруса от центра. Получилось что наверху находится центр композиции: танк, старушка и крест, немецкие захватчики обходят холм со сгоревшим танком по дуге сверху вниз.

Таким образом, композиция приобрела дополнительный смысл: Спираль Диорамы это спираль истории, показывающая очередной виток в судьбе нашей родины. А так же движение немцев по спирали – своеобразный путь Вермахта в «преисподнюю» войны в России, «круг первый» так скажем.

Выбрали размер круга и высоту основания. Заготовку для рельефа сделали из плотного, но податливого и хорошо режущегося пенопласта. Далее предстояло «высечь из блока саму спираль, по ходу работы примеряя на основание танк и фигуру, постоянно сверяя вид с главной точки с эскизом. Не забывая про золотое правило скульптора «Красиво и выразительно со всех сторон»

Когда был сделан общий рельеф, вырезали холмики, кочки колеи от гусениц ребра земли на откосной части холма, в общем, довольно грубо придали почти окончательный вид земле, с учетом что его смягчат поверхностные слои.

Место для танка избороздили особым образом: так чтобы тележки ходовой части были не на одной линии а как бы на разных ступенях. (фото) После поверхность покрыли рельефной пастой. В момент, когда она на половину схватилась, сымитировали следы на дороге колесами, стопами фигур, траками. Хорошо получается если тонкий слой шпатлевки при этом смачивать.

После нанесли песок, на утоптанных местах оставляя шпатлевку. Затем в специально проделанные отверстия «посадили» траву, на более откосной стороне холма сымитировали слежавшуюся стоптанную от ног людей предавших экипаж земле . Также нужно было учесть разность фактуры и длины травы у дороги и вдали от нее а также и сгоревшей. Рыхлую землю для могилы сымитировали (сухим чаем)

Танк

Была использована модель Т-26 фирмы «Звезда», башня фирмы «Комплект ЗИП». Труднее оказалось с траками, нашлись только металлические от «Friulmodel». В корпусе и крылья были дополнены заклепки, прорезаны трансмиссионный ,моторный и технические люки. изменена решетка радиатора . на башне установлена поручневая антенна. Сымитирована пробоина пролом от попадания в борту, судя по фотографиям, броня на таких танках трескалась подобно стеклу, что и было изображено на модели. Таким образом, получился Т-26 образца 37года со штампованной маской и поручневой антенной.

Фигуры

Использовали довольно известную фигуру старушки от «MIG». Раскрытые кисти рук держащие каску жест довольно сложный, ничего похожего не нашли, помогли руки Советских минометчиков от «Звезда». Пальцы, кроме указательного были отделены и приклеены в нужном положении, большой палец поджат. Плечи и предплечья также из разных фрагментов .(вообще рекомендуем для таких задач части фигур от звезды (кроме итальянских) т.к. они довольно выразительные и при этом крупные(есть запас для резки) и сам пластик хороший). Каска из набора, внутренности самодельные, по образцу реальной СШ-40. Правда, шлем пришлось выбрать изнутри гравировальной насадкой на дремель.

С лицом пришлось поработать, т.к. оно не достаточно рельефно и скульптурно, что для такого мелкого масштаба очень важно Были углублены глазницы ,проявлен череп, мышечная структура, в общем приданы черты сухого старческого лица. Руки, лицо, одежда, везде были выделены модельным ножом и тонким сверлом , также складки , морщины , впадины. Изменения подверглась также и одежда : телогрейка заменена на блузку. Складкам придана более резкая глубина и выразительность.

Фигуры немцев от «Танк», фотограф от «MIG». Пехотинцы использовались в первозданном виде, изменениям подверглись только головы, арийцы были подстрижены по образцу Вермахта 41-го. Местами «обострены» черты лица, углублены складки, впадины. Фотографу была заменена рука, вместо вскинутого жеста она взялась за фотоаппарат. Рука сделана с помощью проволочного каркаса фрагментов от «Звезда» и шпатлевки, кисть сделана вышеописанным способом. Прическа также была изменена. Крест сделан из деревянной линейки.

Для фотографа и старушки использованы натурные фотографии в соответствующих позах, дабы герои выглядели максимально убедительно. Фотографии выполнены с разных точек, чтобы иметь объемное представление. Так же использованы исторические фотографии.

Окраска

Авторам удалось побывать на съемочной площадке фильма «Белый Тигр». Художники на проекте довольно убедительно и не протокольно «загримировали» сгоревшие машины. Мы взяли этот принцип за основу, т.е. переходы от защитно-зеленого через рыжий, получающийся при выгорании краски к светло-серому и холодному черному. Углубления и теневые части оттенили черным. Дело в том, что фотографии сгоревшей техники часто содержат следы ржавчины, которая могла появиться при окислении металла и при воздействии влаги.

Нам же принципиально важно было сделать остов сизо-черным, единым со сгоревшей местностью, еще так сказать не остывшим. Там же на «Белом Тигре» подглядели фактуру растрескавшейся облупившейся краски. На модели сымитировали подобный эффект кракелюрным лаком. После нанесения затемнили глубины и трещины.

Участок дороги окрасили светлее, чем остальную землю, траву выкрасили в соломенно-рыжеватый цвет, затем затонировали сгоревшую зону черно-серым с вкраплениями светлого пепла. С помощью пипетки и жидкой масляной краской сымитировали потеки горючего и масла, стараясь добиться эффекта, что растекающаяся жидкость горела и от соприкосновения с ней горела трава. Сгоревшую резину окрасили в пепельный цвет. Пространство вокруг танка сделали как бы «обожженным» , свежую землю на могиле –более темный и холодный оттенок коричневого чем земля. На участке дороге где был пепел и потеки создали эффект что пепел втоптали в пыль ,Крест сделали желто-охристым по цвет свежего дерева, с оранжевой тонировкой.

Фигуры окрашивались по следующей технологии : поверх грунтовки сначала черным заливались тени и углубления, затем наносились базовые цвета ,кители ремни, сапоги кожа. Оттенки кителей слегка видоизменяли для разных солдат, также делали разницу между оттенками брюк и кителя. затем тонировка, имитация плотного загара , грязных шей, потеков пота, утемнение полутонов, разница в оттенках рук и лица, подбородка и лба, разница длинных волос и короткой части. Струйки пота сымитировали лаком, выделив складки углубления на лице. На шеях сосредоточили особое внимание, т.к. солдаты по задумке должны быть почти безликие, занятые своей работой .

Объектив фотоаппарата также выделили лаком, дабы усилить разность фактур. Фигуру женщины красили по такой же технологии, но сделав ее более бесцветной и монохромной для соответствия скорбному образу как высохшая слеза на этом клочке земли стоит она .Более чем на других фигурах обострили тени и сделали их боле теплыми. Белая блузка на фоне черноты пожара и светлое лицо окаймленное темным платком создают выразительный силуэт «Матери». Немецкий фотограф же наоборот выделяется за счет темного силуэта на светлом фоне.

Эффекты

Впоследствии доводили все вместе, на диораме, искали особый ритм немецких пехотинцев, старались добиться выигрышного со всех сторон расположения и перекрывания одних объектов другими. Что-то убирали, что-то выделяли;

Например когда установили фигуру старушки стало ясно ,что ходовую танка нужно сильно пригасить, превратив танк вместе с землей под ним в один темный объект.

Разорванные гусеницы красиво сложили и свесили на тележках и опорных катках , также для выразительности опустили по диагонали глушитель, размотали по земле цепь для буксировки, рассыпали пепел от сгоревшей резины, эффектно «растрепали» решетку воздуховода, изобразили развороченный фрагмент крыла.

Итог

Последние штрихи, и вот все, диорама «Мать» завершена, печальный образ скорби, сухих слез, роковых первых месяце Великой Войны, когда горели в полях Белоруссии Украины, России БТшки, 26е, 34ки, КВ, горели в бою, в эшелонах в походном строю, вязли в болотах, лесах, одни геройски, другие даже не увидев врага в прицелах, горели невысокие коренастые ребята в промасленных комбинезонах, кто на земле а кто в первый миг после попадания , а с ними и другие рода войск, в тысячах таких картин как эта и более простых и более ужасных гибла кадровая молодая Красная Русская армия выковывая себе бессмертное имя и сделавшая возможными надписи на русском на стенах взятого Рейхстага, которые сделают другие уже солдаты и другой армией которая не обойдется без погон, без уроженцев конца XIXго начала ХХ века, может быть и поэтому в песне «День Победы» есть строка «с сединою на висках»

P.S. Благо или нет, но таких печальных свидетельств сохранилось огромное количество, отчасти благодаря «любви» к фотофиксации в немецкой армии.

Посвящается двоюродному деду погибшему под смоленском, родному деду обладателю медали «За Отвагу». И Всем Бойцам Великой Отечественной Войны, всем матерям, отцам, людям кому довелось пережить это испытание.

Материалы

Фронтовая Иллюстрация 8/2009 "1941: Танковое сражение в районе Сенно-Лепель". Максим Коломиец
Д/ф "Россия в Войне,Кровь на снегу/ Russia in war. Blood on snow" В. Лисакович, И. Гутман и др. 1966
Д/Ф История России XX века Николай Смирнов 2007-2011
Т-26. Тяжелая судьба легкого танка Максим Коломиец
Котлы 41-го. История ВОВ, которую мы не знали. Исаев А. В
Танковое сражение под Бродами-Ровно 1941 Сергей Былинин
Бронеколлекция № 1996-05 (008). Легкий танк БТ-7 Барятинский М., Коломиец М.
Бронеколлекция № 1996-01 (004). Легкие танки БТ-2 и БТ-5 Барятинский М., Коломиец М.

Студия Военно Исторической Миниатюры «MASTERWERK»
Аникин Василий, Андрей Кудрин
Фото: Мария Евтеева

Обсуждение статьи (комментариев: 0)

Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.