Рисуем камуфляжную униформу
Начиная расписывать фигурки солдат на Вторую мировую, и уж тем более на современную тематику, каждый моделист неизменно сталкивается с вопросом воспроизведения камуфляжной униформы. Безусловно, грамотно расписанный и доведенный камуфляж делает фигурку очень зрелищной, эффектной и выигрышной, равно как неряшливые, непродуманные и случайные попытки могут фигурку окончательно испортить.
Я хочу продемонстрировать пошаговую роспись камуфляжа на фигурке советского разведчика фирмы Танк. Для этого я выбрал довольно специфичный и сложный рисунок «Листопад». Во-первых, этот практически не встречающийся на фигурках рисунок интересен мне как автору; во-вторых, поняв принцип выполнения сложного рисунка, каждый сможет «подобрать ключик» и выполнить любой камуфляж.
Для начала необходимо найти качественные фотографии нужного образца. В данном случае я использовал фотоальбом «Униформа Красной Армии 1918-1945». Не составит очень большого труда найти нужные фото и в интернете. Единственное, от чего хочется предостеречь - лучше найти фото оригинальных образцов, а не новоделов.
На первый взгляд «Листопад», как и многие другие камуфляжи, кажется просто сложным и бессистемным набором пятен, линий, листиков… Первым шагом станет анализ камуфляжного образца и поиск какой-то структуры, системы, по которой строится рисунок. Подход, как всегда один - от общего к частному. Сначала не зацикливаемся на мелочах и пытаемся понять общий принцип. Давайте вспомним, что подавляющая часть камуфляжных тканей производится промышленным способом, и это сразу приводит нас к тому, что рисунок будет ритмически повторяющимся. Шаг этого ритма, конечно, может быть различным. Внимательно рассматривая образец, нужно выделить какой-то характерный узнаваемый момент. Он и будет ритмом камуфляжного рисунка. Анализируя рисунок дальше, можно понять, какой модуль используется в ритме. Для «Листопада» этот модуль схематически выглядит в форме ромба.
Поняв принцип построения, можно начинать роспись. К этому моменту базовый слой краски должен как следует высохнуть (фото 1). Для демонстрации я выбрал самое видимое место фигурки, но лучше начать с наименее важных мест (например, фигурка в диораме стоит спиной к забору... так почему бы не начать с задней части фигурки). Положив на стол фотографию (фото 2), тщательно прорисовывая каждый элемент, делаем первый модуль.( фото 3).
Наш модуль, как мы уже определили, имеет форму ромба. На этом этапе важно определиться с масштабом. На фото я вижу, что модуль, к примеру, повторяется три раза по высоте на участке от пояса до колена. Теперь, соблюдая соосность (на фабрике это ведь набивалось на рулоне ткани), рисуем второй модуль (фото 4), третий (фото 5) и четвертый (фото 6). Первый столбец из модулей готов. Они расположены по ритмическому принципу.
Теперь обратим внимание на следующий момент - рисунок не должен привязываться к формам фигурки.У начинающих моделистов часто можно встретить подобную ошибку - на более-менее больших пространствах рисунок идет нормально, но по мере приближения к «преградам» - ремню, краю рукава, подсумку, он резко заканчивается или как-то невнятно меняется. Рисунок нужно «вести» сплошным ковром, обрывая его лишь по месту, где режется настоящая ткань.
Теперь развиваем наш «Листопад» в ширину. Принцип этого рисунка здесь следующий: боковой модуль смещается относительно соседнего на половину шага ритма. Поскольку наш модуль имеет форму ромба, получается целостная схема, построеная по «шахматному» принципу. Делая модули максимально тождественными по размеру и расположению элементов, рисуем второй и третий столбцы (фото 7, фото 8).
Здесь мы подошли к очень важному моменту в изображении камуфляжа. Анализируя покрой униформы, мы должны подчинять рисунок швам (согласитесь, в жизни настоящий камуфляж редко совпадает на швах) и накладным элементам (карманы, воротники, планки, нахлёсты). В этих местах рисунок необходимо смещать, сбивать или даже менять направление рисунка на ткани. Именно это даст нам ощущение реально сшитой вещи, а не монолитно расписанной фигурки. На фото видно, что камуфляжный рисунок окончен на боковых швах штанины, и далее рисунок будет смещен. На мелкофактурном «Листопаде» этот нюанс почти незаметен, но если мы работаем с советской «Амёбой» немецким «оскольчатым» или американским «тигровым» камуфляжами, это будет очень хорошо заметно и сильно повлияет на восприятие камуфляжа.
Теперь мы имеем четкий «скелет» камуфляжа и будем заполнять промежутки между модулями мелкими соподчиненными элементами. В «Листопаде» это точки и тонкие линейные силуэты листьев (фото 9). Теперь наступила очередь деталировки. На фото видно, что листья имеют характерные зазубринки по кромкам, а в середине листа находятся пятно более светлого оттенка, нежели базовый цвет. Без спешки рисуем эти мелочи и корректируем огрехи, допущенные в первоначальной прорисовке модулей. Основной этап росписи завершён, камуфляж номинально выполнен верно, но фигурка имеет довольно плоский вид, необходимио подчеркнуть объём.
Обычно я исхожу из принципа - чем сложнее камуфляжный рисунок, тем меньше он требует тонировки и наоборот. Сложный камуфляж со множеством мелких элементов, да ещё и подробно оттонированный по всем складкам, может в итоге утратить свою выразительность, превратившись просто в цветовую кашу. Простой же камуфляж (например, типа советской «Амёбы», где процент чистого базового фона очень велик) потребует более тщательной росписи складок. В любом случае нужно довериться своему вкусу и чутью и понять, как лучше доводить камуфляж и самое главное - когда остановиться.
Наш «Листопад» получился довольно контрастным, поэтому он не потребует детальной тонировки - слегка притонируем большие складки, передающие характер ткани, и акцентируем затенённые нахлёсты и глубокие складки (фото 10). Теперь осталось продолжить роспись фигуры и окончательную отделку пигментами (фото 11).
Завершенная фигура выглядит так: фото 12. Подобным образом можно проанализировать и выполнить любой камуфляж.
Обсуждение статьи (комментариев: 54)
И как я понял , было несколько цветовых решений камо " Листопад " ?
Вот фотка с сайта WW2.
С уважением , Стас.
Единственное, что не могу уловить,смысл данной статьи!? Так как, обучающей ее не назовешь....!? Для достижения подобного результата нужны следующие составляющие: Твердая рука,усидчивость,аккуратность,увеличительные приборы (желательно),хорошая кисть и материал!(фото,рисунки) Обладатель всего вышеперечисленного выполнит подобный рисунок без особых усилий! Если же у кого-то нет этих составляющих,или хотя бы одного из них, то и толку ему от этой статьи нет!
С Уважением! Сергей.
начинающим - почувствовать уверенность. Что нет неразрешимых задач в росписи (покраске), есть вопросы навыков и терпения;
не начинающим - налицо алгоритм рисования такой сложной ткани, как мелколиственный камуфляж...
Имхо. здоревский материал. очень прикладной и пользительный.
Ждёмс остальные фигуры из этой серии в твоей росписи. Кстати когда будет обещанный обзор???
а не пробовал подобным образом расписать совеременку (камуфляж). Флору например???
Вопрос в том, что там цветов не два, а три. как определить последовательность наложения цветов??? От светлого к темному или наоборот
А последоавтельность лучше определять глядя на реальный образец.
Я замечал.что на современных тканях с характерными пятнами на тему "Вудланда" (ну или типа того)
обязательно есть пятна,которые по виду как-бы пересечены или "выглядывают" из-под соседнего пятна.
Наверное,исходя из этого нужно выбирать последовательность нанесения,а не из-за светлости пятен.
Мне так кажется...
может есть какие рекомендации именно по этому типу камуфляжа
http://vif2ne.ru/smf/forum/files/Talib/FLORA.jpg
Там отчетливо преобладают моменты,когда зелёный находится в окружении коричневого пятна,так обвести чётко будет хлопотно,а наложить зелёный на коричневый проще и лучше.
Интересно, а есть ли повторение рисунка на современном камуфле??
Это лучше всего смотреть на спине куртки,там большой фрагмент ткани и можно пронаблюдать ход рисунка.
Talib Wrote:спасибо!
Интересно, а есть ли повторение рисунка на современном камуфле??
Судя по фото:
повторение рисунка, примерно, через пол-фигуры.
Фото с сайта http://www.henrikc.dk/camouflage/index.asp
С уважением , Стас.
Жаль,что номенклатура камуфляжей у нас была не столь обширна.
http://photofile.ru/users/glymov/2006078/
Здеся выложены фотки любезного Водилы по теме советского камка и его разновидностей..
даже в горошек есть. Мож пригодятся.
А вообще насчет "комка" "в горошек" я немного неправ - сарафан из такого материала был у моей бабушки. Ну, еще в детстве трусы у нас в детсаде часто попадались с таким рисунком...
Есть такое продположение,что многие из представленных здесь камо-образцов остались в качестве экспериментальных или же сделаны после войны.На документальных фото мне встречались лишь образцы из Амёбы и Листопада.А фигурки,которые я использую для демонстрации росписи я делаю для диорамы,
так что не хотелось бы жестоко ошибнуться:-)
Владимир Демченко - спасибо, конечно, за такое высокое доверие. Но я вроде никогда не считал себя большим специалистом по униформе РККА. Просто сужу по фото- и кинодокументам, а также по "бумажной" информации...
Сергей Чернышев Wrote:. На самом деле в период с 1938 по 1945 (от Хасана до взятия Берлина) реально использовались только те ТРИ вида рисунка летнего камуфляжа, которые представлены на сайте РККА.ру. Остальные "узоры" (включая "мозаику" обр. 1945) - либо ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ образцы, серийно не выпускавшиеся, либо послевоенные разработки (как, например, симбиоз "амеб" с "мозаикой" и "листопадом"), либо вообще какие-то "фантазии".
Откуда такая инфа?Что ,вы читали приказы только именно на ТРИ вида рисунка камо? Сергей , не хочу обидеть , но это голословное утверждение.
Вы много видели фоток на войну горнострелков? Тоже фантастика?
Сорри , но я лично верю Водиле. Он очень известный коллекционер и собиратель. Весь камуфляж , что он выставлял на форуме WW2 ( у Антипа не все снимки ) позиционирован на войну.
Амёбы и Листопада???
На сайте www.rkka.ru тоже нет других рисунков камуфляжа кроме вышеназванных.
Александр Иванов Wrote: Это я к тому, что и экспериментальные образцы могли проходить войсковые испытания, верно?
Вот именно! Александр , в который раз снимаю шляпу!
А то слова , что я этого не видел,меня несколько смущают.Так и хочеться ответить , если вы что-то не видели , это совершенно не значит , что этого нет.
С уважением , Стас.
А "Водила" (т.е. Сергей Савин) в другой книге, выпущенной со своим участием (Red Army Uniform of WW2 in Colour Photographs" - она есть в Сети), сфотографирован в камуфляже "мозаика+амеба". И там же (правда, "по-аглицки") написано, что этот узор - скорее всего, экспериментальный, и широко использовался ПОСЛЕ войны. Да и он тоже (как и любой другой) может ошибаться - все прояснили бы архивные документы (приказы, разные технические рекомендации по выпуску камуфляжей), но их, скорее всего, уже "нет в живых". Так что, спорить об этом просто бессмысленно. Но и красить фигурки, ИМХО, нужно по РЕАЛЬНЫМ фотграфиям, а не по худ.фильмам вроде "Неслужебного задания" (там, кстати, тоже есть "комки" - возможно, экспериментальные ).
Личку прочитал.Спасибо! Вроде пока все понятно.
Камрады , а вот на ссылке Антипа есть вопрос по этой Амебе.
http://photofile.ru/users/glymov/2006078/31589984/
Где-то слышал , что этот вид камо был для южных районов ? Или бред?
Антип , а на камо с коричневыми листьями вроде была чекуха на войну.
А на упомянутом сайте rkka.ru есть такие вот рекомендации касательно расцветки
http://www.rkka.ru/uniform/files/arm10.htm
(кликнуть на слове "костюм" в нижней строке)
А на фотки ориентироваться сложно.. Ну найдите мне фотку бойца+ лопаты-миномет, или как упоминали ранее, советских горных стрелков.. А ведь были то... ну или попроще.. хоть пять фоток бойцов с АВС-36?
Остальное постановка..
Как то на Ганз-ру у снайперши -ветерана интервью брали.. Так она ни про какой камуфляж и не слышала..
П.С. как то на мероприятии реконструкторском когда наши орлы шли в СШ-36 , деды ветераны начали орать что чего это мы каски немецкие поодевали..
а вы про достоверность..
Про японию..так на Далневостотчине на складах их много было вот и носили..
копатели.. Ваш покорный слуга лично парочку поднимал.. но то по 41 году когда наши сваливали и бросали все .. так много..
Думаю что для постановочных фоток само собой находили и камуфляжи..и НР(АН)-40 для автоматчиков.. которые пологались по штату изначально..Думаю снабжение не очень было..
Вот, например: пленные разведчики на допросе, лето 1941 г. Если это постановочное фото, то я - Арнольд Шварценеггер...
А вообще, благодаря Вашим постингам, я наконец-то узнал, что каски СШ-36 выпускались специально для раздраконивания будущих ветеранов, а маскодежда - для постановочных фото. А я то, дурак наивный... Ведь целых 5-10 ветеранов из миллионов участников ВОВ Вам сказали, что они этого на фронте не видели! Вот по чьим рассказам нужно диорамы делать, фильмы снимать, книги по униформе и снаряжению выпускать! А то че в архивах сидеть, лопатить тысячи документов, приказов и километры кино- и фотоснимков?.. Можно ж пойти и спросить у ветерана, "как оно все было".
Вообще, больше я на этом сайте не собираюсь ничего обсуждать. Здесь все слышат только себя и ссылаются на авторитет одного человека (который и сам признает свои ошибки), но не хотят ничего выяснить САМИ. Если кому что надо - пишите в личку. Возможно, отвечу.
С уважением, С. Чернышев
И чтобы в антисемитизме меня никто не обвинил, поясняю: если вы посмотрите на подписи военных статей и фотографий, вы практически не найдете там русских или каких-то других фамилий. Евреи - интеллигенция, они попадали не в саперные, строительные или железнодорожные войска, а шли политруками, интендантами или теми же военкорреспондентами. Здесь их в процентном соотношении было гораздо больше, чем в "боевых" родах войск... Так что, если вы не хотите всего этого понимать и принимать, то зачем вам вообще задавать такие вопросы? Все равно, что вам ни говори, останетесь при своем мнении...
А еще очкарик Казакевич, тоже, видать, из интендантов - за линию фронта ползал в том самом маскхалате. Вероятно, для коммерческих операций... Потом даже книжку написал про свое интендантство - "Звезда" называется... И таких примеров - через два на третий. А вот военкорр знатный был - Симонов - ох, евреюга! высшей пробы... Так что тут уж не надо ляпать, чего не знаете, Сергей. С уважением отношусь к Вашим познаниям в области униформы, а в остальном, извините, получается черт-те что...
А то на "я помню" список просмотреть можно, не полениться - евреев-ветеранов там достаточно. И все ж, ты гляди! - интендантами сплошь были, все в тылу отъедались... ей-богу, обидно такие идиотские слова слышать от человека умного и знающего...
Демченко Владимир Wrote:может кто подкинет докуметальных фоток комков времён войны кроме
Амёбы и Листопада???
Владимир , да в том и дело , что в основном только и встречаются снимки камо Амёба. Листопад гораздо реже. Но достаточно есть фотоснимков бойцов в маскировочных костюмах мочального типа. Очень колоритно сей костюм выглядит.
П.С. фотки фотками а реальные весчи которые можно пощупать- пофоткать ИМХО о большем скажут.
А утверждали , что были только листопад и амёба.
http://www.ww2.ru/forum/index.php?showtopic=22910
Кстати, альбомчик сей видел я на клубе в продаже, правда просили 700р, но, раритетность его имхо несколько приувеличена
Про Бронарм уж и не говорю
Эх, что ж эту фотку раньше никто не видел? Столько фото- и кинохроники было снято, столько фильмов выпущено, а нигде такое и не мелькало... Сколько же в наших архивах еще хранится подобных сюрпризов? Тут недавно по телеку один дед-ветеран выступал, служивший в Брестской крепости в 41-м, так он рассказывал, что у них пулеметы "Максим" были с инфракрасным наведением и без участия человека могли стрелять!:shocked:
Для меня фотография тоже находка! Теперь все бум знать.
Kas, что самое любопытное , эта книга переодически всплывает в самых разных местах.
Сорри за оффтоп.
Если кому интересно, то лично моя версия такая (ничего не утверждаю, просто предположение): 1943-й год, в армии вводят новую униформу. Заодно решили разработать новые, «лиственные» расцветки камуфляжей, вероятнее всего находясь под впечатлением подобной одежды войск СС (хотя «амеба» и «кикимора» обладали неплохими маскировочными свойствами, раз прослужили всю войну и много послевоенных лет). Разработали несколько рисунков камуфляжа и направили в войска СРАЗУ все эти типы новых «камков» на испытания. «Победил» «листопад», т.к. он наряду с «амебой» и «кикиморой» встречается на фото гораздо чаще остальных. Но «победил», думаю, не по маскировочным свойствам, а по технологичности узора – очевидно, этот рисунок «катать» на красильных фабриках было проще. А в 1945-м, предвидя скорую и неизбежную войну с Японией (а может, и с тогдашними союзниками), решили упростить и узор «листопада» - чтоб в случае чего быстрее напечатать побольше камуфляжной ткани. Так появилась «мозаика» - если приглядеться, можно заметить, что «листопад» и «мозаика» ОЧЕНЬ схожи…
Кстати, а кто-нибудь в курсе, использовались ли камуфляжи в войне с японцами в 45-м, и если использовались, то какого рисунка?
За 100% соответствие фотки названию времени и месту действия не поручусь (даже за 50%)...
Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.
|