Мастерская > Технологии

Лепка немецкой двухсторонней куртки

фото #1
фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
фото #7
фото #8
фото #9
фото #10
фото #11
фото #12
фото #13
фото #14
фото #15
фото #16
фото #17
фото #18
фото #19
фото #20
фото #21
фото #22
фото #23
фото #24
фото #25
фото #26
фото #27
фото #28
фото #29
фото #30
фото #31
фото #32
фото #33
фото #34
фото #35
фото #36
фото #37
фото #38
фото #39
фото #40
фото #41
фото #42
фото #43
фото #44
фото #45
фото #46
фото #47
фото #48
фото #49
фото #50
фото #51
фото #52
фото #53
фото #54
фото #55
фото #56
фото #57
фото #58
фото #59
фото #60
фото #61
фото #62
фото #63
фото #64
Технологии: Лепка немецкой двухсторонней куртки

Статья опубликована в журнале Scale Model Handbook №5 на английском языке и публикуется с разрешения главного редактора журнала.

Прежде чем начать свой иллюстрированный рассказ, хочу, в качестве введения, сказать пару слов о формате этой статьи.

Во-первых – это урок не для начинающих лепку, а уже для тех моделистов кто имеет опыт работы с миниатюрой мелких масштабов (1/35 и 54 мм) и пробовал хоть что-то лепить, хотя бы делать конверсии. Всем моделистам на определенном этапе работы надоедает собирать фигурки и технику просто «из коробки» и уже хочется чего-то нового: там подогнуть руку, тут заменить голову, срезать и слепить заново сумку и т.д. Следующий этап – это лепка фигурки полностью с нуля, ну или с немногими заимствованными элементами такими как голова, обувь, кисти рук.

Вот потому что вы, читатели этой статьи, уже имеете некий первичный опыт, я думаю что вы согласитесь со второй особенностью этой статьи: я буду демонстрировать лепку фигурки не с самого начала, а где-то в середине процесса работы над фигуркой. Мы будем лепить только куртку, но уже до начала повествования пройдены важные этапы работы: из медной проволоки изготовлен скелет, скелет удобно зафиксирован на пробке от бутылки с газированной водой, налеплены первоначальные объёмы тела, тщательно выставлена поза, слеплены ботинки, брюки, голова. Это, конечно, очень важные этапы работы и там есть свои определенные тонкости, но мы опустим их, вы можете самостоятельно пройти их, поняв этот урок и уделив внимание изучению анатомии и наблюдению за окружающим миром. То же и с завершающими работами над фигуркой: работу над анатомией рук и лепкой рукавов мы так же оставим за рамками данной статьи, иначе для подробного описания всего процесса лепки фигурки потребовалась бы целая книга. Вместо этого мы сосредоточимся на лепке одной только куртки и рассмотрим этот процесс подробно, шаг за шагом – это один из самых «вкусных» и интересных этапов работы над фигуркой.

Предметом этого урока будет лепка двухсторонней немецкой куртки периода второй половины Второй мировой войны. Это очень распространенный и популярный в военно-исторической миниатюре предмет обмундирования и мы не будем вдаваться в подробности изучения кроя куртки, периода и особенностей её носки – это всё легко найти в соответствующей литературе или Интернете. Единственный момент, который я вам горячо советую перед лепкой куртки, да и любого другого предмета одежды – это найти и тщательно изучить максимально возможное число фотографий этой куртки как качественных современных (для понимания кроя), так и оригинальных времен войны (для понимания логики образования складок, общей формы и особенностей носки).

Материал для лепки – это специальная двухкомпонентная масса Apoxie sculpt. Я, как и многие другие скульпторы, давно пользуюсь этим материалом, но есть и другие подобные массы для лепки, такие как Magic Sculpt или Green Stuff. Для лепки из термоотверждаемой пластики эта статья имеет лишь ограниченное применение.

После смешивания двух компонентов материала масса имеет лишь ограниченное время работы, около 1,5 часов и в дальнейшем в этой статье, т.к. большая часть работ будет проведена в рамках одного замеса, мы будем ориентироваться во времени именно по времени прошедшему после смешивания. Например, «Т+1ч13м» будет означать, что после смешивания компонентов прошло 1 час 13 минут. Время работы может уменьшаться при высокой температуре в комнате летом из-за более раннего отвердевания массы и вы, соответственно, должны уплотнять ваш график.

Итак, приступим!

Т+0ч00м (фото 5). Наша фигурка готова к лепке куртки. Мы тщательно перемешиваем между собой два компонента массы в равных пропорциях.

Т+0ч01м (фото 6). Для создания первоначального объёма куртки скатываем небольшие шарики и прилепливаем их на фигурку. Сейчас это удобно, так как масса ещё очень липкая.

Т+0ч03м (фото 9). Формируем первоначальный объём с помощью металлического стека в виде лопаточки.

Т+0ч08м (фото 11). Первоначальный объём куртки набран. Всё, после этого мы уже практически не будем добавлять или удалять массу с фигурки, только в исключительных случаях. Важно контролировать наращиваемые объёмы не только с одной, главной стороны фигурки, но и со всех сторон (фото 12, фото 13) и постоянно вертеть её не только в горизонтальной плоскости, но и контролировать форму при виде сверху и снизу (фото 14, фото 15).

Т+0ч13м (фото 16). Продолжаем уточнять форму куртки, выравнивать поверхность и обозначаем линию ремня. Линия ремня – это важная для общего восприятия и формирования складок опорная черта. Нужно правильно расположить её, сверяясь по оригинальной фотографии времен войны солдата во весь рост.

Т+0ч18м (фото 17). Не отвлекаемся и не отдыхаем! Работа в самом разгаре! Продолжаем уточнять форму и выравниваем поверхность. Тут я снова упомяну о важности контроля формы при виде сверху и снизу (фото 18, фото 19, фото 20, фото 21, фото 22). Хотя оригинальную фотографию с видом сверху или снизу на стоящего солдата найти нелегко, но эти виды стоит четко представлять себе, они очень важны для поиска правильной формы. Можно воспользоваться фотографиями себя или своих близких в аналогичной современной одежде. Да, кстати, по-моему, у нас не хватает объёма в районе плеч. Ещё не поздно их добавить.

Т+0ч26м (фото 23). Правильная форма найдена. Выравниваем поверхность куртки до гладкого состояния. Для этого удобно использовать тупую иглу. Не спешите начать лепить складки или какие-то мелочи, это всё будет впереди. На этом этапе важно создать правильные формы и объём куртки и тщательно загладить поверхность. Сейчас это легче чем в начале, ведь по прошествии почти получаса после смешивания компонентов наша масса уже не такая липкая, а мелкие трещинки и неровности на поверхности куртки тщательно загладить позднее будет на много труднее.

Т+0ч28м (фото 24, фото 25, фото 26). Закрепляем на фигурке ремень из свинцовой фольги. При установке ремня по месту немного обжимает его подходящим стеком. Заготовкой ремня следует запастись заранее (далее этот вопрос будет рассмотрен подробнее) и она должна быть соответствовать точной ширине ремня в масштабе. Наша куртка уже недостаточно липкая и для надежной фиксации ремня лучше использовать немного супер-клея.

Т+0ч35м (фото 27). Закрепляем с помощью супер-клея запасенные заранее фототравленую пряжку ремня и изготовленные ранее подсумки.

Т+0ч40м (фото 28, фото 29, фото 30, фото 31). Наконец-то у нас дошло дело до вожделенных складок! Сейчас самое подходящее для этого время: наша масса уже почти не липкая, но ещё достаточно мягкая, а поверхность куртки гладкая. Сначала нужно показать большие складки. Делаем их, ориентируясь на фото и логику образования складок, при помощи тупых игл разного размера или шейперов.

Т+0ч47м (фото 32). Выверяем форму складок, формируем линию обозначающую кулиску по низу куртки.

Т+0ч53м (фото 33). Лепим клапан, прикрывающий застежку куртки. Для этого раскатываем оставшуюся после замеса массу в блинчик (лучше это делать на полиэтилене, наша масса всё ещё немного липкая) и нарезаем блинчик острым ножом или бритвой на узкие полосочки. Прикрепляем их к фигурки. Какой-либо клей пока ещё не требуется, масса ещё чуть липкая.

Т+1ч01м (фото 34). Клапан слеплен. Заодно, по аналогичной технологии делаем клапана на карманы и завязки на поясе куртки.

Т+1ч05м (фото 35, фото 36). Острой иглой или ножом обозначаем швы.

Т+1ч08м (фото 37, фото 38). Для более реалистичного и интересного вида швов добавляем имитацию строчки.

Т+1ч12м (фото 39). Добавляем небольшие складочки в районе швов. Эти детали вы можете подсмотреть на современных фотографиях предметов обмундирования или на качественных крупных фото времен войны. На этом этапе и далее при работе над маленькими складочками работаем иглами и ножом. Так же при работе над складками можно использовать резиновые или силиконовые шейперы.

Т+1ч30м (фото 40). Даже самые мелкие складочки слеплены, даже самые мельчайшие неровности заполированы и… Уф-ф-ф! Наконец-то, после полутора часов напряженной работы можно передохнуть. Стоит сделать перерыв, размяться, посмотреть в окно вдаль для отдыха глаз, посмотреть любимый форум. Но не стоит совсем терять из виду уже почти застывшую куртку. Посмотрев на неё свежим взглядом через четверть часа, вы, наверняка, увидите какой-то небольшой недостаток в складочках или неровность. Хоть и масса уже почти совсем твердая, но ещё не поздно внести последний завершающий штрих в работу. Следующий этап работы над этой фигуркой стоит начинать не ранее трех часов после завершения этого, иначе можно повредить работу случайным отпечатком пальца или повреждением мелкого элемента.

Пока же запасемся ремешками для Y-портупеи из свинцовой фольги. Вы же заметили: на предыдущем этапе лепки мы сделали небольшие ровные промятости куртки в районе прилегания портупеи и не делали там мелких складок? Такие моменты стоит предусматривать заранее.

Хорошо если у вас уже есть свинцовая фольга подходящей толщины. Тогда можно просто ножницами выстричь нужные ремни, контролируя соответствие их ширины реальным размерам при помощи такого точного инструмента как штангенциркуль (фото 41). Точные размеры ремней, кокард, погон, петлиц, пуговиц и т.п. можно легко найти в книгах по униформе или поискав в Интернете. Ваша работа сразу поднимется на одну ступеньку вверх в качестве соответствия исторической достоверности.

Итак, ремни готовы и мы наклеиваем их на фигурку с помощью Супер-клея (фото 44, фото 46, фото 48). Верхнюю часть заднего ремешка мы не приклеиваем, для лучшей стыковки с соединительным кольцом Y-портупеи, а на месте кольца делаем небольшое углубление, для более удобной лепки кольца. То же можно сделать и на месте пряжек портупеи возле подсумков. Так же подрезаем немного сзади справа куртку для размещения там сухарной сумки.

Мы готовы к следующему этапу лепки. Нам предстоит лепить разные мелочи. Лепить мелочи по очереди неудобно, т.к. время застывания массы в 1,5 часа явно избыточно для лепки одной какой-то мелочи, а нам нужно использовать все плюсы двухкомпонентной массы в течении всего времени застывания: липкость её в начале и возможность полировки в конце. Таким образом, нам нужно разработать план-задание для следующего этапа. Это похоже на роспись фресок во времена Микеланджело: поверхность стены или потолка довольно большая, а возможность писать по предварительно подготовленной сырой штукатурке есть только в течении одного дня, так как далее штукатурка сохнет и по ней уже не возможна роспись. Поэтому мастера эпохи Возрождения планировали большую и сложную работу, разбивая её на дневные задания «джорнато» (Giornata). Так и мы, должны перед смешиванием компонентов иметь четкий план что мы хотим слепить в течении следующих 1,5 часов. Технология работы над фигуркой из двухкомпонентной массы состоит, в идеале, из серии «джорнато»: первое – мышцы на скелете, второе – ступни, череп, дополнительные мышцы, третье – обувь, четвертое – голова, пятое – брюки, шестое – куртка, седьмое – мелочи, восьмое – кисти руки и мышцы рук, девятое – рукава, десятое – головной убор и всякие завершающие мелочи.

Нашим предыдущим «джорнато» была куртка целиком. Но, если вы не уверены в своих силах, или вы перфекционист и хотите слепить действительно совершенную вещь, то можно разбить куртку на два «джорнато»: ниже пояса и выше пояса. Однако, тут есть своя сложность: если в работе продвигаться мелкими шажками, то трудно увидеть и представить всю работу целиком и есть вероятность упустить контроль над общей формой и пропорциями куртки или фигурки в целом. Плюс дополнительная работа по стыковке предыдущей уже застывшей массы с рабочей массой.

Итак, прикинув свои силы и сложность работ, намечаем себе план «джорнато» для следующего замеса: мы будем лепить сухарную сумку, пряжки в районе кольца сзади Y-портупеи, пряжки портупеи спереди возле подсумков и капюшон куртки с завязками.

Т+0ч00м. Замешиваем компоненты массы.

Т+0ч10м (фото 50). Формируем первоначальные объёмы и форму сухарной сумки и пряжек. Тут и далее я не буду подробно останавливаться на каждом этапе лепки, так как общие принципы были подробно рассмотрены в предыдущем «джорнато», да и лепка мелочей просто утомительная усидчивая тщательная и точная работа, нужно только всегда помнить о соблюдении масштабности, чтобы ваши мелочи выглядели реалистично и изящно. Я далее лишь буду демонстрировать наиболее интересные моменты.

Т+0ч50м (фото 56). Тщательно вылепливаем пряжечки, формируем объём и форму капюшона. Завязки делаем подобно клапану куртки, раскатав на столе полузастывшую массу. Их надо обязательно фиксировать на супер-клей, так же можно фиксировать и другие элементы. Это избавит вас от проблемы отвалившихся деталей и от щелей из-за отклеившейся в конце работы массы.

Т+1ч00м (фото 57). Клапан сухарной сумки вырезаем из блинчика полузастывшей массы. Крепим его на сумку.

Т+1ч05м (фото 58). Сейчас наша масса имеет двойственную природу: с одной стороны, она уже полузастывшая, её можно резать и стричь как листовой материал. С другой стороны она ещё мягкая и на ней можно лепить складки. Пользуясь этими двумя гранями текущего состояния массы, делаем клапан сумки с тонкими и ровными краями и со складками где положено.

Т+1ч11м (фото 59). Нарезая полоски из тонко раскатанных блинчиков массы, делаем ремешки крепления сухарной сумки и муфточку сзади Y-портупеи. Как и ранее, фиксируем эти маленькие элементы на капельки супер-клея. Также на этом этапе тщательно полируем и доводим складки на капюшоне и клапане сухарной сумки (не повреждая его края).

Т+1ч14м (фото 60). Для точного и аккуратного прилегания фляги крепящейся на сухарную сумку берем флягу, смазываем её чуть-чуть вазелином и фиксируем на нужном месте. После застывания массы её можно легко снять. Кстати, мы закончили это «джорнато».

После окончательного застывания массы можно обозначить отверстия в свинцовых ремешках острой иглой. Пуговицы нарезаем бритвой из калиброванного полистиролового прутка и крепим их супер-клеем. Примеряем каску, и итоговый результат выглядит так (фото 61).

Эта фигурка выпускается фирмой Stalingrad.

Обсуждение статьи (комментариев: 19)

V_V ( г. Коломна )
Александр, спасибо! Интересная и очень полезная статья.
 
Porychik ( Москва-Мурманск )
Александр, "ничего не понял, но ооочень понравилось"© Поручик.
Нет, правда. очень интересная статья, а может
для подробного описания всего процесса лепки фигурки потребовалась бы целая книга

Ведь была уроки лепки из пластилина книга(такая большая и полезная), ну или цикл статей :)
 
ded ( Киев )
Давно искал подобные статьи. Спасибо!
Может есть еще что нибудь на эту тему, я имею ввиду по лепке ВВ2 миниатюры.
 
Александр Зеленков ( Красноярск )
Продолжения не будет.
Во-первых, потому что создание такой статьи очень трудоемкое занятие. А во-вторых, потому что, пожалуй, 50% интересностей про лепку миниатюры я тут рассказал, а для описания других 50% потребуется пара томов "Войны и Мира". Так что вы уж дальше как-нибудь сами. :)
 
soldger
Александр Зеленков, правильно, главное понять принцип лепки, а там уже можно хоть что слепить.
 
DacotaCat ( Украина )
Очень интересно. Спасибо.
А почему для работы с термопластикой это не подходит?
 
Александр Зеленков ( Красноярск )
DacotaCat, потому что у термопластики есть две особенности принципиально отличающие её от двухкомпоненток:
- неограниченное время работы, в связи с чем теряется смысл логики деления работы на "джорнато"
- постоянство характеристик в течении всего времени работы, соответственно нет возможности использовать различные характеристики двухкомпонентки в начале и конце работы.
 
Siao Lun ( Тында, проживаю в СПБ. )
Спасибо за статью, Александр! Очень хорошая подача материала, всё доходчиво! 8)
 
евгений965 ( тверь )
а green stuff от armypainter или тамийская подойдут?а из эпоксилина подобное выйдет?что лучше из перечисленного?
 
Александр Зеленков ( Красноярск )
Из Green Stuff я не лепил, но по виденным мною отзывам и впечатлениям знакомых скульпторов, она очень даже подходящая для лепки фигурок, но имеет свою особенность - очень высокую липкость и текучесть сразу после замеса. Собственно и свежий Apoxie таким бывает, нужно просто чуть подождать чтобы она стала менее липкой, а не измазаться в ней, заляпать инструмент и начать психовать. Но такая суперлипкость имеет и свои плюсы при определенной сноровке - из "Зеленки" часто лепят маленькие фигурки 28 мм и добавляют всякие шнурочки-кантики на фигурках большего масштаба.
Из желтой тамиевский двухкомпонентки я лепил. Лепить можно - и Менелай из неё лепить начинал - но она не совсем удибна именно для фигурок. Главный её минус - это упругость в середине срока застывания. Лично меня это сильно раздражало. Апокси даже полузастывшая может быть уже достаточно твердой, но всегда при воздействии инструмента деформируется неупруго (то есть как надавил, так оно и останется). Ещё в начале застывания желтая Тамия отекает (то есть она как бы несколько жидкая и очертания например маленькой складочки могут отечь и стать замыленными). Из плюсов Тамии - это идеальная тянучесть и гибкость в конце срока застывания. То есть, если нужно, например, сделать брезентовую скатку или развевающийся плащ или гимнастку с ленточками, то Тамия самое то. Блин желтой Тамии можно раскатать в тончайшую пленку, а потом тянуть, мять, гнуть без риска порвать или сломать. Ещё минус Тамии - это очень что её очень мало в упаковке, а стоит она прилично (то же и с "зеленкой"). Голубая Тамия - ещё более тянучая чем желтая. Да, ещё у Тамии минус - она полупрозрачная. Очень неудобно лепить мелочевку и дефекты поверхности плохо видно.
Из Эпоксилина лепить можно - я из него раньше конверсии делал, а Демченко, например, наших разведчиков для ТАНКа лепил, но не подходящий он для лепки - сначала сильно липкий, потом как-то резко застывает, после того как застыл твердый как базальт - обрабатывать неудобно, а иногда бывает нужно. Можно, правда, его не 1 к 1 месить, а 1 к 3/4 например, тогда он будет не такой твердый после застывания, но всё равно это не то. На тракторе, например, тоже можно ж теоретически на юга к морю поехать, но на легковой же машине удобнее? Да и "Эпоксилин" - это ж только торговая марка, а что они под ней там пакуют ещё неизвестно. Он уже пару раз менял свойства и состав, поэтому советовать тут что-то конкретное не получится.
До кучи напишу и про Milliput - тоже широко известен в узких кругах. Он бывает разный: белый, желтый и др. Боюсь завраться, но вроде как разные цвета разные по свойствам, поэтому фигурки обычно лепят из желтого. Я пробовал белый, он мне не понравился - тугой, липкий - в общем, он мне не понравился. Почти то же что и Amazing Sculpt. Хотя, из Миллипута лепят отличные вещи. Вот, например, женщина скульптор лепит для Андрэа - очень мне понравились работы, особенно ронин внизу страницы: http://neavit.blogspot.ru/
В общем, пока Апокси мне больше всего нравится - идеальна для фигурок по своим характеристикам. Вон и Менелай тоже из него лепит.
Если нашим скульпторам есть что по материалам добавить, то пусть пишут прямо здесь - интересно же. На Моделскульпте было много про материалы для лепки.
 
Demchenko Vladimir ( Ростов-на-Дону )
Я лепил из нескольких материалов - Эпоксилин, Magic Sculpt, Masilla Epoxy Artesano. Честно признаться, какой-то уж сильной разницы между ними я не заметил, в работе они по свойствам очень похожи, всё нормально из них лепится и получается.
Сейчас вот работаю с аргентинской Masilla Epoxy Artesano - этот двухкомпонентный состав продаётся не как скульптурный материал, а именно как для хозяйственных целей, но в работе очень приятный.
 
Александр Зеленков ( Красноярск )
Не, Володя, твоя масса специально для художественных работ. Я погуглил и нашел описание на официальном сайте производителя: http://translate.google.ru/translate?sl ... ew&act=url
Надо выписать, попробовать.
 
Demchenko Vladimir ( Ростов-на-Дону )
Саша, спасибо!)) Её товарищ покупал в супермаркете в Аргентине именно как "хозтовар".
 
константин171181 ( Украина Донецкая обл Донецк )
А возможно ли в таких целях использование материала Паперклей Paperclay 227г .
 
Александр Зеленков ( Красноярск )
Нет, т.к. Paperclay фактически это готовое к использованию современное папье-маше.
 
константин171181 ( Украина Донецкая обл Донецк )
А подскажите , в таком случае чем бы я мог воспользоваться , за неимением возможности приобрести Вами указанный материал . Я , пока во всяком случае , не собираюсь полностью делать фигурку с нуля , все мои работы - это конверсия . И максимум что я себе мог позволить это под плавить кисти рук или иными варварскими методами поменять позы и жесты . Но время идет материалы совершенствуются , хотя на Украине их порою и не достать ,но все таки хочется , начиная с тех же кистей рук , понемногу выростать . Кстати если Вам интересно то угадайте , к примеру с кого сделан мой последний персонаж Изображение Поза довольно узнаваемая , особенно для Владимира Демченко
 
Kas ( Москва )
константин171181 , "с кого сделан" не знаю, а если ИЗ кого, то это похоже на офицера миниартовского
а для минимальных конверсий легко подойдет тамийская двухкомпонентка, материал вполне доступный
 
Александр Зеленков ( Красноярск )
константин171181, я думаю Эпоксилин или какой-то его аналог в виде двухкомпонентной хозяйственной массы у вас на Украине всё-таки в строительных или хозяйственных магазинах продается. У нас, по крайней мере, в каждом ларьке хозтоваров такая вещь есть, да ещё иногда и не одной марки.
Желтая Тамия есть во многих интернет-магазинах торгующих масштабными моделями.
Яндекс по запросу "Magic Sculpt" выдает 4 миллиона ответов, в том числе только на первой странице три русскоязычных интернет-магазина. То же с Миллипутом.
И, наконец, здесь можно купить легендарный и уже распиаренный мной вундерваффе Apoxie Sculpt: http://www.clayalley.com/apoxie.htm Для этого нужен один поход в банк чтобы сделать карточку, и 5 минут чтобы написать письмо с заказом через Гугль-переводчик.
В нынешний век (когда космические корабли бороздят...) найти двухкомпонентку для лепки вообще не проблема.
А коневерсия у вас хорошая получилась. Роспись надо бы подтянуть, да, а конверсия хороша. Это городовой?
 
константин171181 ( Украина Донецкая обл Донецк )
Александр , спасибо за сайт и за совет . Как начнет получаться сообщу . А по поводу конверсии :Изображение из диорамы Владимира Демченко "Последний рубеж" Изображение Фельдфебель армейской пехоты РИА 1891 г . А роспись у меня хромая это вы правы .
 
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.