Мастерская > Технологии

Изготовление деревьев в малом масштабе

фото #1
фото #2
фото #3
фото #4
фото #5
фото #6
фото #7
фото #8
фото #9
фото #10
фото #11
фото #12
фото #13
фото #14
фото #15
фото #16
фото #17
фото #18
фото #19
фото #20
фото #21
фото #22
фото #23
фото #24
фото #25
фото #26
фото #27
фото #28
фото #29
фото #30
фото #31
фото #32
фото #33
фото #34
фото #35
фото #36
фото #37
фото #38
фото #39
фото #40
фото #41
фото #42
фото #43
фото #44
фото #45
фото #46
фото #47
фото #48
фото #49
фото #50
фото #51
фото #52
фото #53
фото #54
Технологии: Изготовление деревьев в малом масштабе

Флора в работе моделиста, или снова к вопросу о деревьях в моделизме в малых масштабах.

Вступительная часть.

Изготовление деревьев и кустов для диорам, виньеток и просто подставок для работ. Это всего одна строчка текста, но как много внутри скрыто вопросов. Особенно если при этом полностью отсутствует профессиональный опыт старого макетчика. А ведь хорошая и часто реалистичная работа в части изготовления техники и фигур требует и реалистичной растительности. Тем более, если требуется что-то сделать в малых масштабах.

Так получилось и в моем случае при изготовлении одной небольшой, но довольно трудоемкой работы с использованием в качестве основания уменьшенной копии натурального природного ландшафта.

Идея сделать что-то относительно масштабное по сюжету, но небольшое по реальному размеру и обязательно с фактурным видом природы продумывалась давно. Наверное, сказалась неистребимая тяга городского жителя к живым уголкам природы, которые мы, к сожалению, в основном видим только на экране телевизора или монитора компьютера.

В итоге, остановился на масштабе 1:72. Под впечатлением фильмов «Грозовые ворота» и «Спецназ» решил сделать работу на тему спецопераций федеральных сил на Северном Кавказе в так называемой «зеленке». И вот тогда-то и возникли вопросы, а как собственно сделать реалистично растительность, ту самую «зеленку», в 72-м масштабе? И два главных из них: какие именно деревья нужно сделать и главное КАК?

Первый вопрос решался довольно просто. Поиск в Интернете дал много полезной информации по флоре Кавказа в целом и Северного Кавказа в частности (в том числе и Чеченской республики). Кратко отмечу, что информация была сама по себе весьма интересна в плане общего развития. Какое же все-таки в одном относительно небольшом регионе имеется видовое разнообразие флоры и сформированных ей ландшафтов! Но возвращаюсь к теме статьи.

Итак, идея выбрана, информация о флоре найдена и тут …. В полный рост встает главный вопрос. А как собственно сделать деревья в 72-м масштабе? От идеи использовать готовую растительность признанных модельных фирм отказался сразу, так как хотелось все сделать своими руками. Снова обратился к модельной литературе и интернету. Изучив найденный материал (в том числе спасибо за помощь Андрею Янчику за предоставленные сканы статей Валерия Сердюка) и имеющиеся в распоряжении подручные материалы, начал свои собственные эксперименты с изготовлением лиственных деревьев. Идеи признанных моделистов-макетчиков с использованием проволоки конечно хороши, но мне мои результаты работы с этим материалом сильно не понравились. Поэтому решил использовать имеющиеся заготовки природного происхождения с добавлением реальных стройматериалов, некоторых модельных спецсредств и прочих подручных материалов. В принципе все использованные материалы доступны каждому моделисту, где бы он не проживал. Даже фирменные спецсредства можно заменить общедоступными аналогами.

Некоторыми результатами своих опытов по изготовлению растительности в 72-м масштабе решил поделиться с вами, коллеги-моделисты. Ну и в качестве небольшого бонуса добавляется небольшая описательная часть по собственному опыту технологии изготовления воды и скал все в том же 72-м масштабе.

Делаем березу

Для изготовления макета березы в 72-м масштабе потребуется следующее:

1) инструменты: ручная цанговая минидрель (фото 1), канцелярский или модельный нож (фото 2), шпатель для пластилина и простая плоская кисть с жесткой щетиной.

2) материалы: затирка для плитки (фото 3), скотч малярный (фото 4), клей быстрого высыхания (фото 5), сухой мох (фото 6), кусочек ветки натуральной березы подходящей формы (фото 7), присыпка, имитирующая листву (фото 8), модельные акриловые краски – черная и белая (фото 9), краска зелено-болотного оттенка (фото 10), матовый художественный лак сильной фиксации для защиты поверхности картин (фото 11).

Вместо фирменной модельной присыпки можно использовать доступные аналогичные материалы. Например, мелко нарезанную окрашенную бумагу или окрашенную молотую чайную заварку. Но мне больше понравилась именно фирменная присыпка для имитации листвы фирмы Noch. Вместо матового художественного лака можно использовать клей типа ПВА, но который не образует блестящей пленки.

Итак, инструменты и материалы подобраны. Приступаем к изготовлению макета дерева. Сам процесс можно условно разделить на три части.

Часть 1. Начнем с изготовления ствола.

У отобранного кусочка веточки настоящей березы заостряем верхние кончики (фото 12). После чего заранее приготовленной узкой лентой из бумажного малярного скотча аккуратно обматываем в несколько слоев заготовку ствола, начиная снизу (фото 13). Малярный скотч послужит основанием для нанесения затирки. Не забываем делать основание макета дерева потолще, с комлем. Но обязательно оставляем тонкий черешок длиной около 1 см, который будет утоплен в основание вашей работы, чтобы прочно закрепить на нем сам макет дерева (фото 14).

Теперь готовим затирку для имитации коры будущей березы. Кроме того, затирка позволяет скрыть ленточные следы от малярного скотча. Желательно, чтобы затирка была мелкого помола и без комочков. Разводим затирку в маленькой емкости (в моем случае баночка от фотопленки) белой краской (фото 15). Размешиваем до сметанообразной консистенции и обмазываем шпателем или кистью с жесткой щетиной заготовку ствола березы (фото 16). В замешанной затирке не должно быть комочков. Иначе их наличие скажется комковатыми дефектами на стволе макета березы. Даем заготовке высохнуть в подвешенном за комель состоянии. После высыхания затирки получаем белый ствол березы (фото 17).

Следующим шагом наносим тонкой кистью черной краской на заготовку черные полоски и точки, как на настоящей березе. Будущее основание ствола у комля стоит аккуратно покрасить местами разведенной краской зелено-болотного цвета. Поскольку в реальности березы у корней обрастают мелким мхом. Заготовка ствола готова (фото 18).

Часть 2. Теперь переходим к изготовлению веток для нашего ствола.

Для изготовления веток используем в качестве основания небольшие кустистые веточки мха (фото 19). Красим веточки мха черной краской (фото 20). После высыхания краски обмазываем пушистую часть веточки мха вышеуказанными лаком или клеем ПВА и обсыпаем щепотками приготовленной имитацией листвы (фото 21 и фото 22). На выходе получается заготовка ветки березы (фото 23). Повторяем описанную процедуру столько раз, сколько нужно веток (фото 24).

Часть 3. Собираем заготовку ствола и заготовки веток в единую конструкцию.

Сборку проводим снизу вверх. Сначала высверливаем в заготовке ствола неглубокие отверстия под будущие ветки. Но не строго перпендикулярно стволу, а немного сверху вниз по отношению к комлю. Исключение составляют отверстия для закрепления самых верхних веток на конце ствола. Они сверлятся строго вглубь кончика заготовки ствола. После чего начинаем приклеивать заготовки веток на капельку быстро сохнущего клея в приготовленные отверстия (фото 25). Приклеиваем ветку, даем клею высохнуть (1-2 минуты), придерживая ветку в нужном направлении. И так повторяем до тех пор, пока последними ветками не сформируем конечные верхние ветви макета березы.

В итоге получаем макет березы в 72-м масштабе (фото 26). Фигурка автоматчика в 72-м масштабе добавлена для демонстрации соотношения размера макета березы и фигурки в 72-м масштабе.

В принципе, рассмотренный способ годится при небольшом изменении технологии как для изготовления макетов других лиственных деревьев в 72-м масштабе, так и для изготовления макетов березы или других лиственных деревьев в масштабе 35-м масштабе.

Делаем лиственное дерево (способ 2).

Для изготовления модели лиственного дерева (неопределенного вида) в 72-м масштабе потребуется следующее:

1) инструменты: ручная модельная пилка (фото 27), но можно использовать и канцелярский или модельный нож (фото 2).

2) материалы: средство для закрепления имитации листы, в моем случае использовался лак для волос сильной фиксации (фото 28), но лучше использовать фирменный модельный состав фирмы Noch для закрепления растительности на макетах или аналогичные модельные спецсредства, либо как вариант канцелярский клей типа ПВА в аэрозольном баллончике (так как лак для волос чувствителен к влажности); канцелярский клей ПВА очищенный (фото 29); высушенный сформированный комочек мха (фото 30); кусочек ветки натурального дерева подходящей формы и подходящего вида (фото 31); присыпка, имитирующая листву, аналогичная по размеру указанной на фото 8; краска гуашь коричневого цвета.

Итак, непосредственно приступаем к изготовлению дерева.

Отпиливаем или отрезаем от заранее заготовленной подходящей ветки настоящего дерева нужную по фактуре часть подходящего размера и формы. Лучше отбирать часть с небольшими бугорками или остатками ответвлений-веточек, либо сделать заготовку ствола из ветки с разветвлением на верхнем конце будущего ствола.

После чего приступаем к изготовлению кроны нашего макета дерева. Сформированный комочек мха нужного размера замачиваем в емкости с разведенной гуашью коричневого цвета. Даем гуаши впитаться в мох. Достаем комочек, отжимаем его от влаги, формируя его поплотнее, но без перебора. Даем высохнуть. После чего сначала заливаем в центр комочка клей ПВА и аккуратно вставляем в комочек мха заготовку ствола (фото 32) или обертываем мох вокруг ствола (если ствол в форме рогульки). Аккуратно заворачиваем все в тубус из бумаги, закрепляем тубус от развертывания, и даем ПВА высохнуть. В итоге получаем следующее (фото 33).

Черновая заготовка макета дерева с кроной есть. Теперь надо закрепить в получившейся кроне имитацию листьев. Для этого из аэрозольного баллончика заливаем только крону указанными выше либо лаком, либо спецклеем модельным, либо аэрозольным канцелярским клеем. Заливаем так, чтобы мох оказался полностью пропитанным и даже более того – закрепляющий состав должен с избытком выступать на мхе. И начинаем все обсыпать имитацией листвы, с расчетом, чтобы присыпка попала во все щели в будущей кроне. Обсыпать лучше над картонной коробкой или иной широкой плоской емкостью с небольшими бортиками. Присыпку нужно не экономить, все равно все лишнее потом слетит само и послужит для повторного использования.

Присыпанное имитацией листьев дерево вешаем на прищепку кроной вниз и даем высохнуть. После высыхания получаем наш макет лиственного дерева с шарообразной кроной (фото 34). Аналогичным способом были изготовлены и деревья на фото 35, фото 36 и фото 37. Фигурка автоматчика в 72-м масштабе также добавлена на фото для визуального отображения размера макета дерева.

Для более достоверного изображения дерева уже на основании модели сначала делаем отверстие глубиной 0,5-1 см для закрепления дерева. Приклеиваем макет дерева. Потом из совсем тоненьких натуральных веточек делаем несколько отрезков длиной около 0,5 см. Срезы торцов делаем под острым углом. Один торец приклеиваем вплотную без зазора на быстросохнущий клей к закрепленному на основании макета дерева у стыка ствола и основания. Второй торец отрезка прикрываем аккуратно снятой с подобной тонкой веточки чешуйкой коры. После чего по желанию добавляем имитацию травяной растительности вокруг ствола и около выступающих корней. На выходе получается весьма достоверный макет дерева с выступающими из грунта корнями (фото 38 и фото 39).

В полном сборе комплект из всех четырех деревьев на готовой работе можно увидеть в моей работе «Чечня. Введенский район. Вторник. 15 ч. 25 мин.», также выставленной на DiShow2009.

Делаем лиственное дерево с зонтичной кроной.

Природа великолепна в своем многообразии. Описанные выше способы подходят для изготовления только части видового разнообразия деревьев. Поэтому, для изготовления лиственного дерева с зонтичной кроной предлагается следующий способ, для которого потребуется следующее:

1) инструменты: простая плоская кисть с жесткой щетиной и плоская кисть с мягкой щетиной.

2) материалы: средство для закрепления имитации листы, в моем случае использовался художественный лак (фото 11), но можно использовать и канцелярский очищенный клей ПВА (фото 29), акриловая краска зеленого оттенка, совпадающая цветом с имитацией листвы; сухое соцветие декоративного садового цветка зонтичной формы (фото 40); присыпка, имитирующая листву, аналогичная указанной на фото 8, но подходящего оттенка цвета.

И снова приступаем к изготовлению дерева.

Сначала кистью с мягкой щетиной окрашиваем в нужный оттенок зеленого коробочки-соцветия в верхней части высушенного цветка (фото 41). В моем случае использовалась акриловая зеленая краска фирмы Тамия. Даем высохнуть.

Теперь кистью с жесткой щетиной наносим на окрашенные коробки-соцветия клеевой фиксирующий состав, так чтобы его было с избытком (фото 42) и обсыпаем обмазанные места имитацией листвы. Снова даем высохнуть, закрепив все в той же прищепке. На выходе получается неплохая имитация дерева с зонтичной кроной (фото 43 и фото 43). Опять же фигурка автоматчика в 72-м масштабе добавлена для показа реального размера макета дерева.

Различные способы изготовления деревьев и кустов (без особых подробностей).

Иногда требуется сделать много деревьев, но не обязательно настолько детализированных, как в описанных выше способах. Либо вы будете ограничены в выборе и наличии указанных выше природных материалов. Например, мха. Поэтому кратко опишу еще четыре способа изготовления деревьев и один способ изготовления кустов.

Первый способ быстрого изготовления макета дерева.

По ставшей уже классической схеме, не раз описанной как в литературе, так и коллегами-моделистами, делаем макет дерева с кроной из мелких кусочков поролона, окрашенного в нужный цвет листвы. Но мне лично поролоновая листва не очень понравилась. Поэтому я использовал поролоновую крону только как основание для закрепления на клей ПВА (фото 29) имитации листвы фирмы Noch. В итоге получается вот такое дерево (фото 45).

Второй способ быстрого изготовления макета дерева.

Этот способ позволяет изготовить довольно похожий макет тополя, что будет особенно актуально для диорам и виньеток с южным колоритом.

Для этого заранее приготовим и высушим веточку туи, кипарисовика или иного похожего хвойного настоящего дерева или кустарника. Оставляем с коричневым естественным цветом ту часть ветки, которая будет открытой частью ствола нашего макета тополя. Другую часть ветки, которая должна стать кроной, из аэрозольного баллончика заливаем фиксирующим составом по технологии, уже описанной выше. Обсыпаем залитые места имитацией листвы. В моем случае все тот же материал фирмы Noch. В итоге получается вот такой макет тополя (фото 46).

Третий способ быстрого изготовления макета дерева.

Этот способ позволяет изготовить просто макет дерева с шарообразной кроной. Не самый удачный на внешний вид, но начинающими моделистами, для больших городских диорам или при отсутствии подходящих материалов как эрзац-замена реалистичного макета дерева данный способ тоже может быть применен.

Для ствола выбираем кусочек веточки натурального дерева (желательно хотя бы с рогулькой в месте формирования кроны). В верхней части будущего ствола формируем из комочка медицинской ваты пушистую, но не прозрачную крону шарообразного вида. Вату предварительно фиксируем быстросохнущим клеем к верхним части будущего ствола. Аккуратно обмазываем шарик из ваты клеем ПВА плоской кистью с жесткой щетиной. Ватный комок в итоге уменьшится в объеме. Но покроется тонкой пленкой клея ПВА. Сушим заготовку на прищепке будущей кроной вниз. После высыхания ПВА окрашиваем поверхность модельной краской с хорошей адгезией в нужный оттенок цвета с учетом цвета будущей имитации листвы. Даем просохнут краске. Получившийся шарик-крону промазываем тонким слоем канцелярским очищенным ПВА, предварительно смешанного с краской того же цвета, каким была окрашена крона. После чего обсыпаем крону нашего макета имитацией листвы. В моем случае это был все тот же материал фирмы Noch. В итоге получается макет дерева с шарообразной кроны (фото 47).

Четвертый способ быстрого изготовления макета дерева.

Тоже не самый удачный на внешний вид, но опять же начинающими моделистами, для больших городских диорам или при отсутствии подходящих материалов как эрзац-замена макета дерева данный способ тоже может быть применен для изготовления макета дерева с горизонтальной кроной или высокого кустарника.

Потребуется веточка хвойного дерева с небольшими иголками, немного ваты, клей ПВА и присыпка для имитации листвы. Для начала срезаем острые кончики иголок на веточке и очищаем от иголок место будущей открытой части ствола нашего макета. Обматываем аккуратно небольшим количеством ваты веточку в месте формирования будущей кроны и фиксируем вату на ПВА. Даем ПВА просохнуть. После высыхания ПВА окрашиваем крону из ваты через аэрограф.

После высыхания краски буквально заливаем крону макета дерева из аэрозольного баллончика фиксирующим составом для закрепления имитации листвы и сразу обсыпаем имитацией листвы. Снова даем высохнуть. В итоге получается вот такой макет дерева или высокого кустарника (фото 48).

Делаем куст.

Для изготовления куста можно использовать либо высушенный северный лишайник ягель (продается в модельных магазинах), либо высушенные корешки мелких растений. На моем примере использовался именно ягель. При необходимости окрашиваем заготовку будущего куста в нужный оттенок коричневого или древесного цвета. Например, аэрографом. Даем краске высохнуть.

После чего заливаем из аэрозольного баллончика заготовку куста фиксирующим составом для закрепления имитации листвы и сразу обсыпаем имитацией листвы. Снова даем высохнуть. В итоге получается вот такой макет куста (фото 49).

Небольшой бонус

В качестве небольшого бонуса к основной статье об изготовлении деревьев и кустов 72-м масштабе дополнительно опишу свои технологии изготовления водопада и скал в 72-м масштабе, которые были опробованы и реализованы мной все в той же работе «Чечня. Введенский район. Вторник. 15 ч. 25 мин.»

Скалы в малом масштабе своими руками.

В настоящее время благодаря макетчикам-железнодорожникам активно используется технология отливки скал из гипса в готовую форму. Нет сомнений, что технология удобная, но обладает своими специфическими недостатками. Во-первых, все скалы из одной формы выходят как братья-близнецы. Во-вторых, скалы большого размера обладают изрядным весом из-за значительного количества используемого гипса.

В принципе мой вариант изготовления скал в итоге оказался достаточно прост в изготовлении, хотя чтобы его разработать потребовалось время и несколько попыток работы с разными материалами.

Когда у меня возник вопрос в выборе материала для изготовления скального основания, в первую очередь был продуман материал для изготовления базовой части скалы. В итоге выбор остановился на пенопластовых потолочных панелях. Они сделаны из мелковздутого пенопласта и позволяет по типу сэндвич-панелей сделать основание любой высоты. Однако пенопласт совершенно не фактурный материал для изображения готовой скалы. Поэтому для доработки потребуются все та же универсальная затирка для плитки (можно мелкопомолотый цемент) и строительная шпатлевка типа «Ротбанд».

Таким образом, для изготовления скалы в части необходимых материалов понадобится всего пять составляющих:

  • 1. мелковздутый пенопласт, который не будет крошиться шариками;
  • 2. затирка для плитки или строительная смесь типа цемента (мелкого помола);
  • 3. строительная шпатлевка типа «Ротбанд»;
  • 4. фанера 3-5 мм;
  • 5. Много-много серой или темно серой художественной или модельной краски. :)

Сначала из пенопласта склеивается клеем ПВА по образцу сэндвич-панелей заготовка кубической формы для изготовления базы скалы. Даем высохнуть клею. При желании можно использовать уже готовый куб монолитного пенопласта с аналогичными характеристиками (мелковздутый и не крошится шариками). На нижнюю грань заготовки скалы для большей жесткости приклеиваем вырезанную по контуру основания скалы фанеру.

После чего из полученной заготовки вырезается скала с базовым грубым рельефом. В моем случае в заготовке дополнительно было вырезано ложе ручья и водопада.

Итак, базовая заготовка скалы готова. Но она требует доведения до реалистичной фактурности скалы. Поэтому заготовку надо обмазать слоем в 1-2 мм (но без выглядывания пенопласта) затиркой или цементом. Разводить затирку или цемент надо смесью воды и серой или темно-серой модельной или художественной краски. Даем высохнуть затирке на пенопласте высохнуть. Получаем пенопластовое основание в твердом каменном панцире.

Но и сейчас основание не слишком реалистично похоже на скалу. Поэтому наносим в один или несколько слоев шпатлевку. Слоям между нанесениями надо давать высыхать. При необходимости наращиваем отдельные участки с помощью армирования основания зубочистками или бамбуковыми палочками для шашлыков. В целом такая операция напоминает строительства домов из монолитного бетона.

Шпатлевку разводим перед использованием аналогично способу разведению затирки. На полувлажной шпатлевке последнего слоя шпателем формируем крупные складки и трещины. После высыхания последнего слоя шпатлевки аккуратно формируем на заготовке острым инструментом (например, канцелярским или модельным ножом) скалы тонкие трещины, мелкие сколы и прочие характерные особенности внешнего вида настоящих скал. Получаем пустую скалу в нужном масштабе (фото 50). Но скала без растительности выглядит неестественной.

Поэтому добавляем растительность (деревья и кусты), имитируем мелкую травяную растительность маленьким кусочками мха, специальными присыпками или мелкопомолотым окрашенным поролоном, приклеенными на тонкий слой ПВА (фото 51 и фото 52). Выборочные места скалы тонируются кистью тертыми пастельными мелками нужного оттенка. При доработке основания лучше использовать для визуального образца фотографии реальных скал с растительностью.

Примечание: если изготавливать скалы с водой (река, ручей, водопад), то сначала надо сделать воду, а потом только добавлять растительность.

Водопад.

Перехожу к описанию своей технологии изготовления водных объектов в 72-м масштабе. В моем случае это ручей с водопадом. Основание скалы с ложем ручья и водопада уже было сделано при изготовлении скалы, надо было сделать только воду. Можно конечно использовать готовые модельные смеси-имитаторы воды или прозрачную эпоксидку. Но вопрос в том, как их нанести ровным слоем на вертикальные поверхности. Закон гравитации пока никто не отменял.

Для меня весьма полезным оказался опыт ремонта в квартире, когда были на практике изучены и не раз все тонкости работы со строительным сантехническим прозрачным силиконом. Поэтому я обратился к использованию давно известного мне материала. Сначала подготовил ложе ручья с водопадом, покрасив ложе кистью ярко-голубой тамиевской акриловой краской. Потом приклеил циакрином на ложе ручья и уступы водопада камешки для имитации валунов и зубцов.

После чего аккуратно с помощью строительного пистолета выдавливал прозрачный сантехнический силикон из тубы. Особенно аккуратно там, где формировал струи водопада. Делал валики строго вертикальными рядами. В два слоя. Второй слой в промежутках между валиками первого слоя.

Верхнюю часть ручья и струи водопада выравнивал художественным шпателем, периодически натираемым чуть влажным мылом. Таким способом избегаем прилипания силикона к шпателю. Опять же силикон выравнивается исключительно легкими движениями сверху вниз. Заводь внизу сначала выравнивал и немного трамбовал пальцем, завернутым в полиэтиленовый одноразовый пакет, также немного натертый влажным мылом. Потом шпателем без мыла сформировал волны в заводи и, совсем аккуратно, буруны в целом на водопаде.

Всю поверхность «воды» после затвердения силикона покрасил с помощью кисти художественным прозрачным полуглянцевым лаком (лак для покрытия картин для защиты краски). Лак нужен для появления адгезии белой акриловой краски. Ибо без такого грунта акрил на силикон никак не ложится. В лак добавил немного голубого акрила Звезды. В итоге получил поблескивающую поверхность «воды» с дополнительным прозрачным бледно-голубым оттенком помимо эффекта подсветки от окрашенного ярко-голубой краской дна. После высыхания лака для формирования пены кисточкой в нужных местах точечными касаниями или легкими разводами наносил белый художественный акрил в гелеобразной консистенции. Легкую пленку пены имитировал легкой лессировкой кистью с помощью белой акриловой краски «Звезды». После чего добавлял растительность на берега ручья: имитация мха из мелконакрошенного окрашенного поролона, приклеенного на ПВА, по берегам ручья с водопадом и на зубцах. На выходе получил вот такой водопад (фото 53, фото 54).

В заключение хотелось бы выразить благодарность друзьям-моделистам, которые помогали своими замечаниями о необходимости доработки разных элементов водопада.

Обсуждение статьи (комментариев: 8)

Мишутка ( Москва )
Непонятно почему нет ни одного отзыва. Я лично в восторге от результатов автора. Обязательно буду опираться на эту методику при создании растительности для 72-ого масштаба.
 
Юрий С. ( Рига, Латвия. )
Давно думал по поводу березок, правда, в 35-ом масштабе.
Спасибо за идею!
С уважением.
 
Mini-Koleso ( Москва )
Олег, а можете под заказ сделать несколько деревьев 1:43? За оплату, конечно.

Владимир Кутузкин
Мини-Колесо.ру
vladimir@kutuzkin.ru
 
горный черкес ( Нальчик )
Всё отлично сделано - огомное спасибо автору за всё)))
 
офицер ( Новороссийск )
спасибо за материал :D
 
максим андреевич ( Город Герой Москва )
аккуратненько, но основание ствола очень тоненькое на лиственном деревце, а у березки оно одинаковое по всей высоте, это не очень хорошо смотрится
 
су-27
а где листочки такие продают или чем заменить можно :question:
 
Грек ( г. Владивосток )
:question: Где такой мох достать :question:
 
Обсудить работу на форуме Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.