Рисуем «dot pattern»
Говоря о камуфляжной униформе Второй мировой, конечно же, нельзя обойти стороной знаменитые мелкопятнистые СС-овские камуфляжи. Что и говорить, смотрятся они эффектно и даже по сегодняшним меркам сложно и модерново. Сначала все они кажутся более-менее одинаковыми, при более детальном рассмотрении можно выделить несколько основных типов...но если окунуться в эту тему всерьез, просто поражаешься всему многобразию типов, которые в свою очередь делятся на подтипы и.т.д. Эта тема для отдельного серьезного научного исследования. В моих руках оказался впечатляющий труд историков-униформистов М.Д.Бивера и Дж.Ф.Борсарелло «Camouflage uniforms of the waffen-SS» (Shiffer military history book, 1995). Я попытался для своих «фигуристских» нужд как-то более менее сисематизировать увиденное и прочитанное. В данной статье я предлагаю рассмотреть пошаговую роспись одного из последних массовых образцов камуфляжа, который историки называют dot pattern. В разговорной речи его часто упоминают как точечный или «горох». Конечно, логически было бы начать цикл с рассмотрения самых ранних образцов, но именно Dot при видимой навороченности показался мне наиболее простым и понятным по сути. Поэтому стоит начать с него.
Ткань с этим рисунком появилась в 1944 году, ей планировалось заменить все множество ранних образцов камуфляжа, что на практике, конечно, не было сделано. Первым образцом обмундирования из этой ткани стала СС-овская униформа в виде кителя и брюк обр. 1944 года. Также из нее шили зимние двухсторонние комплекты, а также прыжковые комбинезоны для парашютных частей СС. Рисунок наносился на ткань машинным способом пятью цветами. Существовало несколько подвидов «гороха».
Для начала нужно обзавестись качественными фотографиями (это правило верно абсолютно для всех камуфляжей), желательно цветных. Хорошо и правильно нарисовать многоцветный камуфляж по черно-белым вряд ли удастся. (фото 1).
Роспись начнем с нанесения базового фона. На многих фото видно, что даже в одном образце униформы встречаются какие-то детали из разных образцов ткани. Так на фото 1 видно, что штанины зимних брюк пошиты из разных подвидов «гороха». Я не стал так делать, но решил сделать различными парку и штаны на своей фигурке (фото 2). Я рекомендую приготовить базового цвета с запасом, он ещё пригодится нам в последующих операциях.
Теперь самое время проанализировать рисунок. О ритмических повторениях я говорил в предыдущих статьях, и в точечном камуфляже этот ритм вполне ясен и читаем. Спецификой является, что пятна и точки как бы накладываются друг на друга и важно определить порядок нанесения цветов. Самым нижним из них в моем случае оказался песочный (с легкой долей розоватого оттенка).
Им и нанесем первые пятна, уже на этом этапе задавая ритм и помня о швах на одежде. На швах пятна «обрезаем», также, как это и было в реальности (фото 3). Следом наносим большие пятна темного цвета. На фото он выглядит почти черным, я использовал темный оливково-коричневый. Стараемся передать характер пятен, краевая линия которых выглядит рваной. Имитируем её (фото 4)
Этим же цветом начинаем рисовать точки. Точки имеют овальную неправильную форму и слегка разнятся по размеру. Некоторые точки выглядят как две сросшиеся. Иногда рекомендуют рисовать точки заточенной спичкой, но мне кажется. что лучше это сделать кистью. Точки располагаются группами и за счет овальности сориентированы в определенном направлении. Это направление нужно обязательно уловить, именно оно является одной из главных факторов, определяющих похожесть рисунка (фото 5).
Теперь берем оставшейся базовый цвет и им рисуем точки уже поверх ранее нанесенных крупных песочных и темных пятен (фото 6). Следом изображаем пятнышки зеленого цвета. Они были двух оттенков, но даже на хороших фото униформы их различить крайне трудно. Одни имеют более зеленый травяной оттенок, другие ближе к хаки (фото 7). Зеленые точки расположены более концентрировано на темных пятнах, но есть и на базовом фоне. Вообще точки, хоть и сгруппированы по цвету, все-таки кое где существуют отдельно, что дает эффект сложного взаимопроникновения цветов. Уже на этой стадии видно, что камуфляж становится похожим на себя.
Последний этап здесь - нанесение пятен песочного цвета. Все цвета на парку нанесены (фото 8)
На штанах я изобразил подвид точечного камуфляжа, рисунок которого не содержит крупных пятен и формируется только точками. За счет густоты и разреженности точек, а также их ориентировки он выглядит довольно интересно.
На базовый фон наносим группы темных точек. Помним о ритмическом повторении рисунка (фото 8). Следом рисуем оранжевые и зеленые точки. Они расположены аналогично - большими группами, но кое-где проникают в группы других точек. Не заполняйте весь фон целиком, кое-где имеются незанятые точками области (фото 9).
На фото 10 видно, что на усиливающей накладке на правом колене я сориентировал направление точек перпендикулярно штанине. Это сразу дало эффект другого фрагмента ткани. Такое на СС-овской униформе встречалось часто.
Пришла очередь тонировки, которая позволит подчеркнуть складки и пластику фигурки, ведь камуфляж сделал её нечитаемой. Рисунок сложился в коричневатой гамме, поэтому тонировка опять-таки коричневыми цветами не сулит ничего интересного. Я применил холодный оттенок, на основе красно-коричневого и ультрамарина. Лессировки прозрачные, но они не смешиваются по цвету с цветами камуфляжа и не перебивают их, подчеркивая только пластику. В таких сложных образцах уместно подчеркнуть только самые активные складки и места. Например, «отбить» одну штанину от другой или обозначить нахлест пол парки на штаны. Этого будет вполне достаточно (фото 11)
С высветлениями поступим также - очень тактично, сделав их на кромках облагов, штанин, карманов, капюшона и т.д.
Из-под ремня фигурки выбилась тесьма, которой парка затягивалась на поясе. Судя по книге, правило было такое - для летнего (с преобладанием зеленого) рисунка камуфляжа тесьма была с одной стороны камуфлированная, с другой белая. Для осеннего (с преобладанием оранжевого) тесьма с одно стороны была серая, с другой белая.
В покрое главным отличием СС-овских парок от армейских (при остальной схожести) были клапаны боковых карманов. У вермахта они были ровные, у СС-овцев - V-образные. Такжее на СС-овских образцах на рукавах отсутствовали пуговицы для крепления ленточек быстрого распознавания.
Обсуждение статьи (комментариев: 28)
Что это разновидность "гороха" или же ошибка при изготовлении "новодела" ???
С уважением Алексей !!!
З.Ы.сорри за офф.
Давненько не захаживал.
по "гороху " так гдето у меня вроде получалось типа матрицу сделать.. Повторяющийся рисунок. Могу выложить.
Про цвета так они от фотосьемки реально меняються. Потому и оттенков куча.
тов. Демченко как всегда спасибо)
Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.
|