Торпедоносец
Штурман 24-го МТАП ВВС СФ, зима 1942/43 г.
Зарождение минно-торпедной авиации Северного Флота (СФ) произошло только 12 сентября 1941 года с прибытием звена из трех ДБ-3Ф с Балтики. Звено вошло в состав 5-й бомбардировочной эскадрильи 72-го смешанного авиационного полка (САП). Уже 15 сентября состоялся первый боевой вылет североморских торпедоносцев на бомбежку частей противника. Только 18 января 1942 года состоялся вылет в качестве торпедоносца экипажа старшего лейтенанта Хорева на суда стоящие в порту Киркинеса. По погодным условиям парашютную торпеду пришлось сбросить на Линахамари (немцы зафиксировали от взрыва повреждение телефонной линии).
В марте 1942 года минно-торпедная авиация СФ пополнилась еще 6 тихоокеанскими ИЛ-4 из состава 4-го минно-торпедного авиаполка (МТАП).
В конце июня 1942 года на север был перебазирован из Особой морской авиагруппы ВМФ 35-й МТАП, укомплектованный ИЛ-4. Полк был свежий, с необстрелянными экипажами из тихоокеанцев, вчерашних курсантов и пилотов гражданского воздушного флота. Это привело к высоким потерям…
5 сентября 1942 года на аэродроме Африканда приземлились 24 самолёта Хендли-Пейдж «Хэмпден» из состава 144-й и 455-й эскадрилий берегового командования ВВС Великобритании. Всего с аэродрома Самбург на Шетлендских островах вылетело 32 самолёта данного типа для участия в операции «Оратор» по проводке конвоя PQ-18, но добрались не все…
9 октября 1942 года приказом Наркома (НК) ВМФ № 0871 на базе 4-й (ранее летала на СБ и Пе-2) и 5-й эскадрилий 2-го гвардейского смешанного авиаполка (бывший 72-й САП ВВС СФ) начато формирование 24-го МТАП ВВС СФ. 35-й МТАП отводился на переформирование (в дальнейшем был преобразован в штурмовой авиаполк), его немногочисленная техника и часть подготовленного личного состава передавалась свежесформированному 24-му МТАП. Так же часть личного состава передал 118-й разведывательный авиаполк СФ, летавший на гидросамолетах МБР-2.
12 октября решением премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля 20 уцелевших самолётов «Хэмпден» были переданы в дар Советскому Союзу и вошли в состав ВВС СФ.
Полк сформировали трехэскадрильным:
1-я эскадрилья - капитан Попович Г.Д. (23.10.1942 — 24.7.1943) на ИЛ-4;
2-я эскадрилья - капитан Стоянов А.З. (23.10.1942 — 1.1.1943) на «Хэмпден»;
3-я эскадрилья - капитан Гарбуз И.Я. (23.10.1942 — 18.11.1942) на «Хэмпден».
Освоение новой техники шло тяжело. Оно сопровождалось постоянными поломками, отказами моторов и аварийными посадками. При выполнении 18 ноября ночного учебного полета над аэродромом «Хемпден» командира эскадрильи капитана Гарбуза внезапно свалился на землю и сгорел, погребя под своими обломками командира и стрелка… Так погиб основатель минно-торпедной авиации Северного Флота, именно он был командиром того, самого первого звена, перелетевшего на Север с Балтики (имел на счету подтвержденные противником попадания в 2 судна).
В середине декабря с окончанием формирования 24-го МТАП начался новый этап боевой деятельности минно-торпедной авиации Северного Флота. Он характеризовался резкой активизацией действий торпедоносцев по прямому назначения и полным прекращением с февраля 1943 года полетов на сухопутном направлении.
Первый бой самолетов полка на морском направлении произошел 15 декабря. В этот день был торпедирован транспорт противника экипажем капитана Поповича. Развернувшись, летчик наблюдал за взрывом и пожаром. Береговые посты СНиС на полуострове Рыбачий подтвердили донесение экипажа. Но немцы данную атаку никак не зафиксировали, причина взрыва и пожара так и осталась неразгаданной…
1 января 1943 года при выполнении боевого полета самолет командира 2-й эскадрильи капитана Стоянова внезапно загорелся, задымил и рухнул в воду. Таким образом, Стоянов стал вторым командиром эскадрильи полка сложившим голову в борьбе с союзной техникой…
На 1 января полк представлял собой довольно заметную силу. 5 исправных ИЛ-4 и 10 экипажей к ним, 9 исправных «Хэмпденов» с 19 экипажами, 14 экипажей полка могли летать ночью, еще несколько самолетов находилось в ремонте. Наличие такого числа самолетов и экипажей позволило резко повысить интенсивность полетов. В результате, только за январь число вылетов торпедоносцев лишь ненамного уступило аналогичному показателю за весь 1942 год.
Всю зиму и весну 1943 года полк активно участвовал в атаках вражеских конвоев, постановках минных заграждений, разведывательных вылетов, бомбардировании сухопутных целей… и нес потери. За первую половину 1943 года противником было сбито 12 самолётов «Хэмпден» и два Ил-4.
10 марта 1943 года в полк поступили первые 7 самолётов Дуглас А-20 «Бостон», модификаций В и С. Новые машины были включены в состав 2-й эскадрильи, ранее воевавшей на самолётах «Хэмпден».
На 1 мая 1943 года в полку осталось только 7 самолётов «Хэмпден». Из них — всего два в исправном состоянии. Уцелевшие машины были сосредоточены в 3-й эскадрильи.
За 5 месяцев 1943 года торпедоносцами 24-го МТАП, не считая бомбовых ударов по наземным целям, было осуществлено 69 самолетоатак судов и кораблей противника, выпущено по целям 64 торпеды. Отчитались о поражении 31 корабля и судна противника. По немецким документам подтверждено 2 потопления: потоплен транспорт «Леезее» 25 апреля 1943 г. и поврежден с выбросом на мель транспорт «Феодосия» 10 мая 1943 года (впоследствии был поднят немцами).
Всего летчиками-североморцами с начала войны до июня 1943 года подтверждается немецкими документами потопление и повреждение 7 судов и кораблей противника.
За эти пять месяцев после полетов на торпедные удары не вернулось 10 самолетов. Всего было потеряно 19 самолетов.
За время существования полка погибли 36 летчиков и еще 4 попали в плен. Четыре летчика полка были посмертно награждены званиями Героев Советского Союза.
Несмотря на чувствительные потери, командование СФ положительно оценивало успехи, достигнутые летчиками 24-го МТАП. В годы войны, когда возможности для установления реальных цифр уничтоженного тоннажа фактически отсутствовали, люди все равно нуждались в оценке своего ратного подвига. К сожалению, многие заявленные победы впоследствии не подтвердились. По докладам же все выглядело если не замечательно, то по меньшей мере удовлетворительно. Поэтому, приказом НК ВМФ №190 от 31.05.1943 г., за мужество и героизм, проявленные в боях личным составом полка, 24-й МТАП был преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк (9-й ГвМТАП). Летом 1944 года с Черноморского Флота на Северный перебазируется 36-й МТАП и вместе они до конца войны подтверждено потопят и выведут из строя еще 16 кораблей и судов противника, но это будет потом, а сейчас - «год учебный» сменяется «годом коренного перелома» …
Фигурка представляет внешний вид капитана ВВС ВМФ – штурмана 24-го МТАП ВВС СФ зимой 1942/43 г. на аэродроме Ваенга.
EK Castings, WWII-8 (Лётчик-штурман, военно-воздушные силы, 1941-45 гг. СССР), 54 мм (1/32), металл.
Скульптор Ю. Пятков, кобура изменена на «морскую» и добавлены нарукавные знаки различия, остальное без изменений.
Акрил, темпера, металлики, масло, лак. Карта от «ZIP-maket». Снег из соды с ПВА.
Обсуждение работы (комментариев: 5)
Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.
|