Бригадир-фурьер элитной роты 3-го гусарского полка Великой Армии
Приобрел я эту фигурку у украинской фирмы Рест Моделз. Качество литья отменное, при сборке – просто прелесть, практически ничего не нужно было дорабатывать, но фигурка представляет гусарского офицера, а мне почему-то хотелось сделать рядового или кого-то из младшего ком. состава. Поэтому пришлось заняться небольшой конверсией. Для этого срезал ему «пики» на чакчирах, сделал «венгерский узел», переделал «углы» на рукавах, крепление султана, сделал шлык с кисточкой, ну и на ташке пришлось удалить красивейшего орла и налепить цифру «3», само собой. Почему именно «3», то есть третий полк? На мой взгляд, именно у этого полка самая интересная расцветка в гусарских полках Великой Армии, есть в ней какая-то строгая сдержанность, что-ли...
Краски: масло, акрил французский Louvre и китайский Maries, металлик — наша Ладога. Красил маслом там, где хотелось сделать мягкие, плавные переходы от темного к светлому: туловище, ноги, ментик, ну и разумеется, лицо. Все шитье, этишкет, мех на ментике и кольбаке, многочисленные кисточки, амуниция и сабля – это акрил.
Краткая историческая справка: полк создан в 1764 году как «Полк гусар графа Эстергази» из эскадронов гусарских полков Бершени, Шамборана и Нассау. В 1791 году получил название «3-й гусарский полк». В 1814 году назван «Полком гусар Дофина» В 1815 возвращено название «3-й гусарский полк».
Боевой путь: в 1792 участвовал в битвах при Монсе, Буссю, Бавей, Куртрэ, Тионвиль, Лонгви и Вальми. В 1793 — 150 гусар при Блатоне захватили 9 орудий. 7 июня 2 эскадрона полка захватили 150 венгерских гренадер и 28 пушек. Участвовали в бою при Арлоне. 1793-1794г.г. 3 эскадрона полка принимали участие в боях при Малене, Камбрэ и Льеже. В это же время 2 эскадрона полка были в Армии Восточных Пиринеев. 1805-1807 г.г. Участвовали с Великой Армией в битвах при Ульме, Йене, Магдебурге, Голлапе, Лангенхайме, Хоффе, Гуттштадте. 1808-1813г.г. Испанская кампания: Тудела, Асторга, Танорис, Баньос, Таманьес, Альба-де-Тормес, Сьюдад-Родриго, Алмейда, Лерия, Альколуто, Редина, Фуэнтес д,Оньоро, Арапилы, Виттория. 1813 год. Лейпциг. 1814 год. Бриенн, Монтеро, Сезанн. 1815 год. Бельфор. (по статье, находящейся на форуме «Генштаба», Руденко Алексея, су-лейтенанта Легиона Вислы, за что ему огромный решпект и благодарность. Также огромное спасибо за консультации Токмакову Андрею Павловичу, капралу 1-го полка морской артиллерии).
Обсуждение работы (комментариев: 21)
С уважением.
Что же касается исторической достоверности, то здесь, к сожалению, стоит отметить ряд серьёзных униформологических ошибок:
1. Цветом отделки 3-го полка должен быть красный, а не тёмно-красный или малиновый. А уж стандартные красные украшения кольбака элитных рот были не только в 3-м, но и во многих других гусарских полках (красный султан вообще почти у всех).
2. На цветных ташках рядовых и сержантов наружный кант, так же как и изнанка, были из светло-коричневой кожи.
3. Холодное оружие представляет здесь фантастическую смесь ножен от легкокавалерийской сабли обр. 1806 г. и самой сабли обр. 1790 г.
4. Темляк у 3-го гусарского полка после 1796 г. был заменён с белого (установленного для всей армии) на чёрный. Ни красным, ни малиновым он никогда не был.
5. Ширина бригадирских галунов должна быть раза в два больше, и сами они должны иметь совсем другую конфигурацию. Это относится как к рукавам ментика, так и доломана.
SKL:спасибо за замечания, но выскажу свое мнение по данному воросу и пройдусь прямо по пунктам:
1 - цвет отделки - источники? я красил по статье Руденко Алексея (легион Вислы), а он пишет, что большинство историков считает цветом отделки темно-красный. Там же описан цвета шлыка и этишкета на кольбаке, а султан именно красным и сделан. Кроме того, я так понял, что при составлении данных замечаний вы использовали планшеты Руссело, а там именно темно-красная отделка. Хочу выразить свое недоумение, вы используете Руссело, но при этом его же и оспариваете?!
2 - честно говоря, по этому пункту определенной ясности нет, так как ташки делались из черной кожи, а то, что мы видим - это матерчатая обкладка крышки ташки, как у нее может быть кант светло-коричневый, то есть из сыромятной кожи? Не разобрался, поэтому сделал так, как сделал, посмотрим, что скажут специалисты (если скажут )
3 - над саблей сам рыдал, но переделывать не было никакого желания, в принципе, читал где-то, что многие кавалеристы использовали старые сабли в новых ножнах. Решил оставить как есть.
4 - по темлякам полная неразбериха, есть и белые и черные в разных полках, ясности никакой
5 - ширина галунов пропорционально соответствует исторической, а по конфигурации могу сказать, что у меня сделан именно фурьерский диагональный галун, а верхний галун углом - это за выслугу лет.
А по поводу однотонности - позвольте мне самому решать, как покрасить фигурку, в конце концов у меня не стояла задача нарисовать на нем камуфляж (утрирую, конечно )
с уважением
«…посмотрим, что скажут специалисты (если скажут)…»
Понимаю, что моё мнение для Вас особенно ничего не значит, но тем не менее попытаюсь ещё раз объяснить Ваши ошибки.
«…я красил по статье Руденко Алексея (легион Вислы), а он пишет, что большинство историков считает цветом отделки темно-красный…»
Не знаю, что пишет Руденко (и кто это вообще такой ), но большинство авторитетных исследователей как раз считают, что цветом отделки в 3-м гусарском был красный.
Кстати, а зачем пользоваться информацией реконструктора (причём даже не гусар), когда есть исследования Руссело, Риго, Петара, Кнётеля, Курселя и др.?
Теперь давайте по пунктам.
1. «…Кроме того, я так понял, что при составлении данных замечаний вы использовали планшеты Руссело, а там именно темно-красная отделка. Хочу выразить свое недоумение, вы используете Руссело, но при этом его же и оспариваете?!...»
Нет, Вы ошибаетесь дважды.
Во-первых я пользовался информацией далеко не только одного Руссело (перечень авторов выше), а во-вторых я не оспариваю Руссело, т.к. как раз на его планшетах этот цвет именно красный.
Если же для Вас сведения этих авторов недоступны (либо не являются авторитетными), то можете посмотреть хотя бы у Соколова в его «Армии Наполеона» (стр. 521):
«…3-й гусарский полк:
Кивер – чёрный,
Этишкет – КРАСНЫЙ,
Султан – чёрный,
Доломан – серый,
Обшлага доломана – КРАСНЫЕ,
Ментик – серый,
Жилет – алый,
Тесьма и басоны – КРАСНЫЕ,
Кюлоты - серые,
Перехваты пояса – белые,
Поле ташки – серое,
Фестоны на вальтрапе – КРАСНЫЕ,
Чемодан – серый…»
Кроме вышеперечисленного можно открыть один из «Figurines» за 2000 г., где на серии планшетов «Les Hussards (1807-1812)» очень хорошо показаны прикладные цвета 3-го гусарского.
Нужно отметить, что вслед за авторитетными зарубежными униформологами, наши историки так же утверждают то же самое:
http://www.kulichki.com/gusary/istoriya ... ancuzy1812
2. «…честно говоря, по этому пункту определенной ясности нет, так как ташки делались из черной кожи, а то, что мы видим - это матерчатая обкладка крышки ташки, как у нее может быть кант светло-коричневый, то есть из сыромятной кожи?...»
Смею Вас заверить, что в этом вопросе ясность давно уже наступила. На всех планшетах серьёзных авторов ташки показаны именно со светло-коричневой кожаной обшивкой. Что, в общем-то, и понятно, т.к. в противном случае материя на кромках очень быстро обтрепалась бы.
4. «…по темлякам полная неразбериха, есть и белые и черные в разных полках, ясности никакой…»
Я не очень понял о ком идёт речь: если, говоря «полная неразбериха» и «ясности никакой», Вы имеете в виду себя, то это вполне допустимо (каждый может путаться). Если же речь идёт об униформологии, то здесь всё уже давно выяснено и систематизировано - практически у всех гусарских полков при парадной форме (а Ваша фигурка представлена именно в такой) были положены белые темляки.
Что же касается именно третьего полка, то, как я уже писал: «…Темляк у 3-го гусарского полка после 1796 г. был заменён с белого (установленного для всей армии) на чёрный…».
При этом хотел бы заметить, что ни красных, ни малиновых, ни других цветных темляков (тем более при парадной форме) у французских гусар не было.
Для справки можете посмотреть любые планшеты упомянутых выше авторов, где у 3-го полка всегда показывается ЧЁРНЫЙ темляк.
5. «…ширина галунов пропорционально соответствует исторической, а по конфигурации могу сказать, что у меня сделан именно фурьерский диагональный галун, а верхний галун углом - это за выслугу лет….»
В этом случае могу лишь вновь привести иллюстрации Руссело (если нужно, выложу и другие), где очень хорошо видно, насколько отличаются исторические шевроны и галуны от того, что сделано на этой фигурке.
Как видите, нет ничего общего, ни по форме, ни по размеру.
Кстати, если уж Вы упомянули верхний галун, то хотел бы заметить, что и он сделан неправильно, т.к. должен быть серебряным, т.е. отличаться от нижнего шеврона (белого). Что кстати, очень хорошо видно на приведённом рисунке Руссело.
Что же касается покраски…
«…А по поводу однотонности - позвольте мне самому решать…»
А разве кто-то Вас принуждает делать по-другому? Разумеется Вам самому решать, как красить.
Я всего лишь высказал свою точку зрения, и никому её не навязываю.
Теперь про Руссело: идивительно, но даже на том кусочке планшета, который вы представили, видно, что султан (который красный и таковым и должен быть) по тону отличается от шнуров и вобще всей отделки доломана и ментика, а также этишкета и ташки и даже фуражной шапки. Неужели не видите?! А на моем таком же планшете это различие просматривается очень ярко, ошибиться просто невозможно, они темно-красные! Вас обманули, это не тот планшет!!!
Ну а офицер, который справа, тут вообще ни при чем, у него ремни, сапоги, портупея и должны быть красными...
На всех планшетах серьёзных авторов ташки показаны именно со светло-коричневой кожаной обшивкой. Что, в общем-то, и понятно, т.к. в противном случае материя на кромках очень быстро обтрепалась бы.
понятно то понятно, но тут все дело в том, что сыромятная кожа очень толстая и обшить ей края неимоверно тяжело, я думал, вы меня поймете...
по темлякам: мне тут подсказали, точнее, напомнил мой консультант, почему было принято решение покрасить темляк в темно-красный цвет. Дело в том, что в элитной роте они именно такого цвета и были.
Ну а по галунам зря вы приводите Руссело: все знают, что галун может быть как серебряным, так и матерчатым, белым. Тут уж от благосостояния владельца все зависит... Кстати, красил его таковым я сознательно, не всем же в металлизированных галунах щеголять?
Не смотря на то, что одна виденная Вами статья действительно является «серьёзным» справочным материалом, всё же порекомендую почитать и других авторов, кого Ваш консультант так лихо опровергает.
Кстати, чтобы в дальнейшем не спорить по цвету на планшете Руссело, просто предлагаю Вам прочитать текст к этому планшету.
И ещё… Хочу напомнить, что у ВСЕХ гусарских полков шнуры были только трёх цветов: белые, жёлтые или красные.
(Хотя, боюсь, Руденко опять не согласиться ).
На этом предлагаю диспут закончить, поскольку на любой довод перечисленных выше всеми признанных специалистов, у Вас есть неубиваемый контраргумент: «А Руденко сказал…»!
Посему остаётся только согласиться:
- в элитных ротах у гусар должны быть красные темляки,
- отделка 3-го полка была именно тёмно-красной,
- офицер на планшете Руссело нарисован не правильно,
- Соколов в упомянутой книге всё напутал (так же, как и все униформологи с мировым авторитетом),
- ташка здесь сделана абсолютно верно,
- ширина галунов и шевронов на фигурке полностью соответствует историческим образцам.
В конце концов, каждый сам выбирает – какой информацией пользоваться, и что потом скажут специалисты о его работе.
не опровергает, а систематизирует, не передергивайте, пожалуйста...Не смотря на то, что одна виденная Вами статья действительно является «серьёзным» справочным материалом, всё же порекомендую почитать и других авторов, кого Ваш консультант так лихо опровергает.
офицер нарисован абсолютно правильно, я об этом и писал, просто он тут ни при чем, опять же не передергивайте
и действительно, диспут пора закончить, поскольку у меня складывается впечатление, что чтобы я ни говорил, далее вы действуете по принципу: последнее слово все равно должно остаться за вами. Если есть сомнения-давайте дадим ссылку на Генштаб, они там быстро разберутся кто прав, а кто нет...
«…поверьте, читал поболее вашего...»
«…что есть еще другая куча материала подготовленного людьми, отдавшими десятки лет работе в архивах, музеях и частных коллекциях с подлинными документами и артефактами. , в которой существует немного другое мнение. И прежде чем заявлять что либо в столь категоричной форме, советую вам почитать оба!...»
Ну, хорошо, а теперь от общих фраз, Вы может быть перейдёте к конкретике?
В качестве аргумента, Вы, кроме упомянутой статьи, что-нибудь ещё привести можете?
Если Вы (как сами пишите) очень много читали серьёзных авторов по Наполеонике, может приведете конкретные цитаты и иллюстрации (с указанием авторов публикаций), кто на полном серьёзе утверждает:
- что цветные ташки у рядовых гусар обшивались по кромке тканью, где петли для колец тоже были тканевые (как на фигурке),
- темляки в элитных ротах были красными,
- нашивки на рукавах были именно такие, как на фигурке
и т.д.
А то как-то не серьёзно получается – сплошные голословные громкие обвинения и ссылка на единственную статью.
Кстати, подкиньте ссылочку, где Руденко пишет конкретно о гусарских темляках и ташках - с удовольствием почитаю.
Со своей стороны, если хотите, я готов потратить время и выложить ещё кучу иллюстраций и цитат из справочников от Соколова «Армия Наполеона», до серьёзных зарубежных справочных изданий по Наполеонике, на основании которых я (как и многие в мире) делаю свои заключения.
Кстати, рекомендую посмотреть ещё «Tradition» №180 (спец.выпуск по гусарам).
И не нужно так кипятиться: есть серьезные аргументы – выкладывайте!
А кричать тут "хамство", "читал поболее вашего" - как-то не серьёзно.
Хочу сразу заметить, что формат обычных форумных сообщений не позволяет более подробно осветить все затронутые вопросы. Поэтому информация будет предоставлена в несколько сжатом виде.
Итак, по основным замечаниям.
1. Цвет отделки мундира.
Поскольку автор работы не указал временной период, остаётся только гадать, о чём идёт речь. Поэтому приведу все варианты.
- Регламент 1796 г.
- Регламент 1803 г.
- Регламент 1812 г.
Небольшое пояснение.
Во Франции в то время для униформы использовали несколько оттенков красного цвета. В нашем случае, как мы видим, это «rouge» и «ecarlate».
Термин «rouge» («руж»), думаю переводить с французского не нужно.
А как выглядел оттенок «ecarlate», хорошо видно на выкраске, которую сделал для себя Руссело по музейным образцам.
И в том, и в другом случае мы видим, что цвет кардинально отличается от показанного на фигурке.
2. Кожаная обшивка ташки.
Как я уже писал выше, в большинстве случаев цветные ташки обшивались по периметру кожей. В противном случае матерчатые края очень быстро обтрепывались.
Для обшивки использовали как светло-коричневую кожу, так и чёрную.
При этом чёрная кожа всё равно достаточно быстро обтиралась до коричневого цвета.
Стоит отметить, что не только ташки с тканевой отделкой клапана имели кожаную обшивку, но и чисто кожаные тоже.
На возражение автора: «…как у нее может быть кант светло-коричневый, то есть из сыромятной кожи?...», хотел бы выразить недоумение – а что речь идёт о какой-то толстой сыромятной коже? Это же ведь не ботинки!
Кромка ташки обшивалась обычной тонкой мягкой кожей!
3. Цвет темляка.
Несмотря на все странные утверждения автора фигурки, ни в одном справочнике, ни у одного серьёзного автора, нет информации о том, что в элитных ротах гусар были красные темляки.
Большинству гусарских полков был установлен белый темляк. В походных условиях он мог заменяться на чёрный. Показанному здесь третьему полку (фигурку которого мы обсуждаем), при всех видах формы были установлены ЧЁРНЫЕ ремни, так же, как и ЧЁРНЫЙ темляк. В частности, это можно посмотреть на планшете Риго «HUSSARDS, 3e regiment, 1801, 1808 et 1814».
4. Ширина и конфигурация галунов и нашивок на рукавах.
Чтобы в третий раз не приводить один и тот же фрагмент, предлагаю посмотреть выше, соответствуют ли они тому, что сделано на фигурке.
5. Этишкет.
Ещё один «момент», о котором я не упомянул ранее – наличие этишкета на кольбаке (шапке). Согласно материалам ВСЕХ исследователей униформы гусарских полков, этишкет на кольбаке носился при парадной форме только офицерами и трубачами. Здесь, как мы видим – ни тот, и ни другой. Соответственно, здесь эта деталь украшения совершенно лишняя.
Основой для представленного здесь материала послужили исследования основных специалистов по униформе Наполеоновской армии - Русело, Риго, Петара, а также издания:
- «ENCYCLOPEDIE DES UNIFORMES NAPOLIONIES 1800-1815» V. Bourgeot, A. Pigeard, в 2-х томах,
- «LA CAVALERIE NAPOLIONNIENE 1800-1815» (Ttradition Magazine, Hors Serie №21) A. Pigeard,
- «TRADITION MAGAZINE» №180 (2002 г.) Special Hussards,
- «LES HUSSARDS FRANCAIS» A. Jouneau, в 2-х часях,
- «HISTOIRE D’UN REGIMENT DE CAVALERIE LEGERE. LE 5E HUSSARDS DE 1783 A 1815» G-A. Massoni,
- «Армия Наполеона» А. Соколов,
- и др.
Несмотря на то, что автор фигурки, скорее всего никаких серьёзных аргументов нам так и не представит (так же, как и мифическую статью, о которой он постоянно ведёт речь)
К сожалению, у меня нет такого количества свободного времени, чтоб постоянно висеть в интернете и отслеживать всех, кто осмелился иметь свое мнение, отличное от вашего...
Пойдем по, как вы выразились, "основным замечаниям"
1. Цвет отделки мундира.
Поскольку автор работы не указал временной период, остаётся только гадать, о чём идёт речь. Поэтому приведу все варианты.
если б вы серьезно занимались наукой, которую так беззаветно воспевали выше и в других ветках, то заметили бы, что выше сами же писали про ножны, которые были введены в 1806 году, соответственно, ваши таблицы на 1796 и 1803 - вещь хорошая и нужная, но в данном случае лишняя.А гусар этот попадает под период 1808-1813гг. Приведу другую таблицу, которую вы вначале давали, а затем почему-то убрали:
с кожаной обшивкой ташки еще можно согласиться, а вот по темляку я еще поищу...
конфигурация галунов и нашивок на рукавах абсолютно верная и, как написали бы раньше, "идеологически выверенная" и то, что они матерчатые, а не серебрянные - тоже верно. А по ширине могу сказать, что пропорционально они соответствуют общему размеру фигурки.
этишкет - произведение скульптора, так же, как и сабля. Но! надобно совсем не знать гусар, чтобы думать, что если у него есть этишкет, то ОН его не наденет на себя, только лишь потому, что он не трубач и не офицер! В конце концов, он целый бригадир! да еще и фурьер!
Снимать с него этишкет, это все равно, что с дембеля СА сорвать аксельбант!
Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.
|