Феспийские гоплиты, 480 г. до н.э.
Фигуры греческих гоплитов, мне хочется считать их феспийцами. Город Феспии входил в состав Беотийского союза. Во время битвы при Фермопилах в 480 году до н. э., военный контингент феспийцев был единственным, кто не отступил, а остался вместе со спартанцами, защищал выход из прохода и, естественно, погиб. По мере покупки фигур аналогичного профиля, планирую их сгруппировать на виньетке. Это долгострой, пылящийся с 2005 года.
Некоторые авторы называли аналогичные фигуры спартанцами. Спартанцев уважаю более всех других античных греков, но беда в том, что они носили очень специфичные бородки, но брили усы, а также носили очень длинные волосы, часто заплетаемые в косички. Так, что как не крути, но это не спартанцы.
Фигуры, если не ошибаюсь, то копии «Пегасо», краски Хамброл и Ревелл.
Обсуждение работы (комментариев: 15)
Эти гоплиты-копии фигур Pegaso Models:
Greek Hoplite, V century B.C.(скульптор Юрий Серебряков):
http://www.pegasomodels.com/details_en.asp?code=54-180
и персонаж из композиции Виктора Коннова THE ENEMIES, " Athens Vs Sparta"
http://www.pegasomodels.com/details_en.asp?code=54-815
Обе фигурки изначально имеют огрехи по части достоверности.
Гоплит Серебрякова носит шлем с странной основой гребня, при этом зачем-то сдвинув его в бою в небоевое положение. Видимо, скульптор механически последовал за греческой вазописью и скульптурой, где такой художественный прием использовался, чтобы показать лицо персонажа:
Низковато подвешена махайра. Греки носили мечи достаточно высоко, почти подмышкой, на изображениях это хорошо видно:
Фигурка Коннова носит странный шлем, выполненный по мотивам коринфского. Коринфские шлемы этого времени не имеют таких больших вырезов для глаз, да и нащечники на них обычно сводились ближе. Вот, напрмер, хороший коринфский шлем 1-й половины V в до н.э. из музея Коринфа:
Возможно, источником вдохновения Коннову послужила фотография сильно деформированного шлема, как например, этого:
И клинок ксифоса имеет странное расширение у перекрестья рукояти. На настоящих мечах его нет:
Несмотря на вышеперечисленные недочеты, обе фигуры очень удачны. Ваши работы имеют два недостатка: несточенные рельефные рисунки на щитах, и грязновато-тусклый цвет бронзы.
Ведь слуги этих гоплитов начищали их доспехи до зеркального блеска. Халкидский шлем из кургана с земли мирзы Кекуватского, хранящийся в Государственном Эрмитаже долгое время в описях значился как «позолоченный». Между тем, никакой позолоты там нет, это цвет бронзы такой:
Может быть эти комментарии пригодятся в работе над остальными гоплитами.
Вы написали в аннотации:
«Спартанцев уважаю более всех других античных греков, но беда в том, что они носили очень специфичные бородки, но брили усы, а также носили очень длинные волосы, часто заплетаемые в косички. Так, что как не крути, но это не спартанцы.»
На самом деле Вы упоминаете один из вариантов греческой архаической(VII-VI вв до н.э.) мужской прически.
Вот, например, длинные волосы, борода и выбритая верхняя губа:
При этом могли быть и такие варианты:
-тоже архаическая прическа, выбритая верхняя губа, но волосы не такие длинные.
-есть и усы и борода.
На начало V в до н.э. не только спартанцы, но и гоплиты других полисов спокойно могли иметь любой из этих вариантов прически. Или носить более короткие волосы по классической моде. Просто спартанцы дольше других греков сохраняли архаические прически.
С уважением,
Антон
Еще неправдоподобно смотриться "клюв" на шлеме и рельеф поножей у левого гоплита.
У гоплита Коннова действительно странно обозначен рельеф. Они ведь обычно утрированно передают мускулатуру человеческой голени, выглядит это примерно так:
Скульптор просто нанес по две борозды на внутреннюю и внешнюю часть голеней.
Спасибо Don Rumata, За лекцию по истори .Очень хорошая информация .Но жаль все огрехи не Олега Наумова а производителя.
С Уважением, Александр.
И разве паноплии окрашивались?
Рисунок на них видел,а вот чтобы целиком окрашивались?
Но жаль все огрехи не Олега Наумова а производителя.
Огрехи скульптора. Производитель-фирма Pegaso Models, просто тиражирует их. И я написал, что "Обе фигурки изначально имеют огрехи по части достоверности."
Александр Паскаль:
А город Феспы находился в Элиде? В МАА приведены фото элидских монет, на которых отчеканен орел, терзающий змею. И разве паноплии окрашивались? Я уже как-то привык к "натуральному" белому цвету
Нет, Феспия или Феспии (Θέσπεια, Θεσπειαί) - один из древнейших городов Беотии,а Элида (Ήλις или Ήλεία, Elis) —область на северо-западе Пелопоннеса.
Не понял вопроса насчет паноплии. Паноплия- это полное вооружение воина. То, что в Плутархе в переводе Дистуниса (1821 г.) переводится буквально «всеоружие». Ты имел в виду линоторакс? Да, они вполне себе красились в разные цвета, судя по вазописи и раскрашенным мраморам. Для греческой культуры, с ее склонностью к полихромности, в этом нет ничего странного. Вот, например, прорисовка Хансена стелы Аристиона:
С уважением,
Антон
Don Rumata, большое спасибо за массу полезной информации. Когда подберу новые фигурки для создания более массовой виньетки обязательно сделаю бронзу доспехов более яркой. Что то я не задумываясь покрасил их слишком тускло, добавив черной краски в бронзовую. Думаю, что тусклую бронзу оставлю только в глубоких выемках.
Единственное с чем не соглашусь это с прическами. Спартанцы продолжали носить бороды и брить усы, отпуская очень длинные волосы, которые иногда накручивались или заплетались в отдельные косички, даже во времена Пелопонесской войны, то есть когда внешний вид их воинов радикально изменился. Они считали, что длинные волосы это признак свободного человека, об этом писал Плутарх и иные древние авторы.
Поэтому мальчики, еще не ставшие воинами имели короткие стрижки, но как только они становились мужчинами-воинами они получали право на соответствующую прическу свободного человека, которая отличала его от иностранцев, илотов и периэков. Кстати на нижнем рисунке Вашего сообщения от 12.07.2007 года, воин с конём на щите выглядит типичным спартанцем. К сожалению сейчас я не имею доступа к своим домашним архивам, чтобы разместить визуальные образы этих причесок.
Понятно, что ваза не спартанская, спартиоты презирали всякое другое занятия кроме военно-спортивного, скажем так. Шлем действительно должен бы быть в боевом положении, а не на макушке, это абсолютно точно. Еще раз спасибо за ценную информацию и прекрасные ссылки. Они мне будут очень полезны.
Egor,
Если кожа покрашена примитивно, то тут уж ничего поделать не могу, значит это был мой уровень на 2005 год. Если это связано с тем, что они совсем не загорелые, то загар был признаком рабов и бедноты. Свободные люди гордились белизной кожи.
Александр Паскаль,
Да, действительно Феспии находились в Беотии и входили в Беотийский союз, тот самый который впоследствии доставил Спарте столько проблем.
Игорьок,
К сожалению это всего лишь солдатики, иногда есть огрехи скульптора, иногда художника. В данном случае я приобрел эти фигуры умышленно не взирая на некоторые несоответствия (как например клюв на гребне-явная фантазия), так как они мне показались динамичными и стремительными.
Gildenstern,
Действительно, клюв это полный фэнтези в стиле художников конца 18 начала 19 века любивших писать картины на античные темы, типа Жан Луи Давида. Но стачивать было жалко.
Коллеги, С Уважением,
О. Наумов
Единственное с чем не соглашусь это с прическами. Спартанцы продолжали носить бороды и брить усы, отпуская очень длинные волосы, которые иногда накручивались или заплетались в отдельные косички,даже во времена Пелопонесской войны, то есть когда внешний вид их воинов радикально изменился
Я, собственно, и привел варианты архаических мужских стрижек(длинные волосы, уложенные по-разному, борода+усы, борода без усов). Вы с чем не можете согласиться? Я просто пытался сказать, что это не специфические, именно "спартанские" прически. В архаику так ходили по всей Греции.
Кстати, длинные волосы завитые и уложенные, тоже возможны:
Да, в Спарте эта архаическая мода законсервировалась весьма надолго, это общеизвестный факт, и с этим никто не спорит. Бритье усов действительно упоминается Плутархом в жизнеописании царя Клеомена со ссылкой на Аристотеля (Плутарх, Клеомен, 9). Просто есть синхронные изображения лаконских гоплитов с усами, -архаические и классические. Причем архаические изображения-это собственно спартанские вотивные статуэтки.
Видимо, могли ходить и так, и так, хотя выбритая верхняя губа всречалась чаще. Коннолли, кстати, реконструирует лаконского гоплита с усами:
Волосы действительно длинные, но относительно мужской прически эпохи классики. Для архаики- это нормальная длина мужской прически. Возможно, обязательное бритье усов установилось позже, к середине V в до н.э.
Еще раз подчеркну, что не вижу смысла спорить. Я просто хотел уточнить некоторые моменты. В каждом правиле бывают исключения.
С уважением,
Антон
Но насчет Феспий и Элиды, вы меня коллеги совсем запутали. Я ведь и удивился тому, что расположены они не совсем рядом. Но в МАА подобная эмблема на щите относится исключительно к Элиде:
С Уважением, Александр.
С уважением,
Антон.
С Уважением, Александр.
Фигурки можно назвать: "Греческие гоплиты, 1-я половина V в до н.э." Для спартанцев у них длина волос неподходящая, да и в одежде бы тогда красный цвет преобладал.
C уважением,
Антон
Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.
|