Панцерваффе-1919 или Наш ответ Адаму Уайлдеру
«Любопытно, что в обе мировые войны, уже после перелома хода событий не в свою пользу, немецкое военное руководство выдавало задания и выделяло ресурсы на "сверхтанки". Оба раза конструкторы закладывали в эти монстры ряд оригинальных идей и решений, и оба раза колоссы оказывались в роли мертворожденного дитя». С.Федосеев.
Будучи в этом году на ЛайвДише, мне посчастливилось попасть на «Кубинку», посмотреть и потрогать интересующие меня образцы БТТ. Я испытал кучу положительных, так и не очень эмоций. Как меня поразила «Пантера» своей мощью и изяществом, так меня очень сильно разочаровал «Маус». В своих мозгах я представлял эти машины просто совсем по-другому, особенно «сверхмонстра», тем более коробка с «Маусом» у меня лежит, и я уже в то время прорабатывал и чертил другого «мертворожденного мастодонта». После уже на «Лайфе», общаясь с Валдером (через Макса Зельвенского и Владимира Яшина), он меня спросил: «…. какой интерес тебе заниматься первой войной, ведь там так мало образцов боевой техники, а одна позиционная война?» (а может это и не Адам спросил, а Яшин интервью брал :)). Так вот, «наш ответ Чемберлену» - мало, но зато каких. И вот одно из таких «чуд» - Kolossal-Wagen.
Как он выглядел в металле - я не знаю, какая могла быть окраска, и какое могло быть присвоено имя этой машине, я тоже не знаю, поэтому моя модель - чистой воды ФАНТАЗИЯ ПО МОТИВАМ. Просмотрев все имеющиеся в сети и книгах рисунки, фото, прочитав описание рабочих мест экипажа, проанализировав собственные мнения различных авторов, художников, я сделал и показываю вам СВОЕ ВИДЕНИЕ этого танка, этакое «Панцерваффе 19». Ну, вот и оправдался, теперь можно перейти и к танку :).
В марте 1917 года Ставка Главного Командования совместно с Инспекцией автомобильных войск немецкой армии сформулировала требования к танку сверхтяжелого типа массой до 150 тонн. По требованию заказчика в качестве силовой установки предполагалось использовать два бензиновых двигателя мощностью 250-300 л.с. Бронирование составляло 30 мм, что должно было обеспечить защиту от огня полевой артиллерии калибром не более 75-80 мм. В свою очередь, вооружение немецкого танка включало бы четыре орудия калибром 57-77 мм, четыре 7,92-мм пулемета MG08 и два огнемета. Длина танка заметно превышала бы 10 метров, что позволило бы преодолевать рвы шириной до 4 метров. Разработку проекта поручили одному из наиболее талантливых немецких инженеров капитану Йозефу Фольмеру, который параллельно вёл работы по тяжелому танку A7V и легкому LK-I.
Сверхтяжелый танк, проект которого Военное ведомство утвердило уже 28 июня 1917 года, получил сразу несколько названий. Чаще всего употребляются обозначения Kolossal-Wagen, K-Wagen или Kolossal, но иногда встречается название Großkampfwagen (“гросскампфваген” – большая боевая машина). Вначале на проектирование и постройку 10 машин отвели год, но вскоре СГК сократило этот срок до 8 месяцев, при этом заметно расширив программу. Предполагалось, что в 1918 году будет построено не менее 100 танков по доработанному проекту. Стоимость одного K-Wagen первоначально оценивалась в 500.000 немецких полновесных кайзеровских марок (1царский рубль-1,65 марки), что в условиях сложного экономического положения Германии было просто астрономической суммой.
Разумеется, при проектировании K-Wagen не обошлось и без влияния британских ромбовидных танков. Они не обладали высокой подвижностью, но несли тяжелое вооружение и были способны легко преодолевать рвы и траншеи шириной до 3 метров. Отсюда появилась компоновка с удлиненным корпусом и полностью охватывающими его гусеницами, а также размещение вооружения в бортовых спонсонах. В целом же, компоновка K-Wagen получилась оригинальной, с размещением экипажа в два яруса, как на A7V и разделение корпуса на четыре отсека. Передняя часть корпуса была отдана под места для трёх пулеметных установок, две из которых размещались по бортам и одна в лобовом бронелисте с небольшим смещением влево. В средней части корпуса находилось боевое отделение, которое было совмещено с отделением управления. Места обоих водителей находились за пулеметными установками и не имели никаких (!) смотровых приборов. Управление танком осуществлял командир, который вместе с артиллерийским офицером находился на верхнем ярусе и были защищены цилиндрической бронированной башенкой с шестью смотровыми щелями и верхним люком. Поскольку танк предполагалось оснастить радиостанцией, по центру боевого отделения размещалось место для радиста. По бортам находились большие спонсоны, каждый из которых был рассчитан под установку двух 77-мм пушек капонирного типа с полуавтоматическим затвором и двух 7,92-мм тяжелых пулеметов. Качающаяся часть орудия крепилась на поворотной тумбе с полуцилиндрическим щитом и ограждением казенной части. Наведение орудие на цель осуществлялось с помощью телескопического прицела и соосных маховиков. Передняя часть спонсона была спроектирована таким образом, чтобы обеспечить максимальный сектор обстрела из орудий. Фактически, при имеющемся размещении вооружения, обеспечивался почти круговой обстрел, за исключением узкого сектора на корме. Третий и четвертый отсеки был моторно-трансмиссионными.
В результате проведенных расчетов было выяснено, что даже 300-сильные двигатели не дадут достаточной удельной мощности, поэтому ставка делалась на два двигателя Diamler-Benz мощностью 650 л.с. Для их обслуживания выделялось два механика. Выхлопные трубы с глушителями и радиаторы выводились на крышу в задней части корпуса. Рядом с двигателями находились топливные баки общим объёмом 3000 литров. Над двигателями выводились две выхлопные трубы. Для доступа воздуха в систему охлаждения и вывода горячего воздуха от двигателей предназначалось четыре вентиляционных люка в крыше корпуса и по три на каждом из спонсонов. Огонь из кормовых пулеметных установок также должны были вести механики.
Танк K-Wagen получился поистине большим по всем параметрам. Его полный экипаж должен был включать, по различным данным, от 22 до 27 человек. Последний вариант имел следующий состав: командир, два водителя, артиллерийский офицер, 12 артиллеристов (заряжающие, наводчики, подносчики боеприпасов), 8 пулеметчиков (по два человека на каждый пулемет) и два механика.
Пока шли проектно-исследовательские работы СГК пересмотрело своё мнение относительно сверхтяжелых танков и их количества. Теперь вместо 100 машин требовалось изготовить только 10. В апреле 1918 года Военное ведомство заключило контракт на поставку первых пяти танков K-Wagen с шарикоподшипниковым заводом Riebe в Берлин-Вайсензее, а пять других предстояло получить от предприятия Wagonfabrik Wegman из Касселя. Сейчас трудно сказать, как немецкое командование собиралось использовать сверхтяжелые танки. Если по вооружению вопросов к K-Wagen не возникало, то по части скоростных характеристик и подвижности на местности не было никакой определенности. Положение усугублялось не только огромной массой танка, что полностью препятствовало его самостоятельному выдвижению к линии фронта, но и полным отсутствием обзора с мест водителей. В результате 18 октября 1917 года Опытное отделение Инспекции автомобильных войск сделало логичный вывод о том, что использовать K-Wagen в качестве танка прорыва будет неприемлемо. Десять строившихся машин теперь предстояло задействовать в боях чисто оборонительного характера, тем более что обстановка на Западном фронте складывалась для Германии наихудшим образом.
Несмотря на массу технических недостатков, строительство танков шло быстрыми темпами и к 11 ноября было почти собрано два K-Wagen. По различным данным их состояние оценивается от 70 до 90% готовности. Фотографии того времени по большей части подтверждают эту версию. После заключения перемирия необходимость в сверхтяжелых танках полностью исчезла. Тем не менее, представители Германии обратилось к союзному командованию с просьбой достроить хотя бы один K-Wagen и провести в 1919 году его испытания. Британцы не сильно возражали против продолжения работ по немецким танкам с расчетом на будущую выгоду, но для французов это был вопрос принципа. Ненависть ко всему немецкому была у них настолько высока, что практически всё немецкое трофейное вооружение они отправили на слом, передав лишь небольшую его часть своим новоиспеченным союзникам в Восточной Европе. Такая же незавидна участь постигла и танки K-Wagen – в начале 1919 года оба недостроенных прототипа отправили на слом.
Размеры этого монстра действительно поразительные: высота 3,3 м (2,9 по крыше), длинна 12,8 м, ширина 5,9 м (3,1 без спонсонов). Переведя это в 35 масштаб, я получил размеры: высота 9,5 см, длинна 36,5 см, ширина 16,9 см. Вот такая «маленькая» моделька у меня получилась. Хорошо, что вес (150 тонн) масштабный не делал :), а то ни одна полка бы не выдержала;).
Фантазировать, так уж до конца, как говориться «раз пошла такая пьянка, режь последний огурец» :), и я представил себе и изобразил на диораме «спуск этого «сухопутного корабля»» в начале его жизни в конце одной войны, и его же на заслуженном отдыхе, где-то в начале осени 1939 года. Вот и получилось, как бы две работы в одной. :).
Модель сделана из металла, пушки – черенки кисточек, пулеметы и траки гусениц отлиты для меня компанией Зебрано, за что им большое спасибо. Металл покрывал черным акриловым автомобильным грунтом, красил акрилом Валехо, Акан, Пактра исходя из вариантов окраски германских машин того времени. После масло и небольшое количество пигментов.
Хотя Германия войну и проиграла, армия и флот проигравшими себя не считали. Военные неудачи списывали на недостаток вооружения, отсутствие новых образцов техники, вмешательство политиков в дела армии, что привело к предательству «интересов Армии и Рейха». И такие настроения пронизывали германские вооруженные силы снизу доверху. Как говорил один из представителей генералитета Германии того времени, генерал Цвель: «не гений маршала Фоша победил нас, а генерал Танк», тем более победители позволили солдату «избранного богом народа» вернуться домой с оружием и сильной верой в свою непобедимость и в «подлый удар «красных» и политиков себе в спину». В результате, немецкому солдату, была начертана судьбой только одна дорога, дорога реванша и он через 20 лет вновь на нее вступил. К тому же, германский обыватель, своей «избранностью», своим «предназначением свыше», своими в конце концов погромами ничем не отличался, что во Втором, что в Третьем Рейхе. По-этому, для связи двух независимых сцен я поместил на крышу «Колосcаля» германского солдата с национальным флагом. Так сказать, «время, народ и армия – едины».
Фигуры - смола и пластик, кое - что самолеп сформированные под мои сценки. В процессе изготовления фигур пришлось не только изучить одежду модниц конца 19 начала 20 веков, но и наткнулся для себя на детективную историю (многие наверняка её знают, но для меня это было интересной новостью). Так вот, противостояние между Францией и Германией было всегда и перерастало от боевых действий, до просто небольших экономических войн. Видать в каждой стране есть свои Онищенки :). Так вот, Вильгельм II приказывает, для поддержания отечественного производителя, прекратить закупку французских вин и замену на вина германского производства. И вот в «офицерских собраниях» хорошие напитки стали заменять «кислятиной», что конечно не понравилось господам офицерам. Тут на сцену выходят армейские интенданты (по-моему, они одинаковы во все времена и во всех армиях мира :)) и придумывают схему - закупку французских вин без этикеток и наклейку германских этикеток на «голые» бутылки. И вот уже «законные» немецкие вина поступают в «офицерские собрания». Получается «волки сыты и овцы целы». И Вильгельм доволен, посещая обеды в частях и восхищаясь «офицерским «германским» вином». ;) Но рано или поздно, обман раскрылся, «гремела буря, сверкали молнии», но никто из военных наказан не был.:) Кайзер простил свое «любимое дитя» и во избежание «дальнейших недоразумений» разрешил закупку французских вин. Вот так была проиграна «германо-французская винная война». Узнав это, я своей барышне дал в руки бутылку «Вдовы Клико». Такой французский штрих на немецком полотне.;)
Выражаю, свою благодарность Игорю Ментузу и Александру Шумскому, за помощь в нахождении материала по машине и изготовлении модели. Вот и все, получилось ли предметно ответить американцу, судить вам.
P.S. Совпадение имени собственного моего танка с именем одного известного моделиста, прошу считать чистой воды случайностью. :) Мне международного скандала не нужно. :)
Обсуждение работы (комментариев: 10)
http://www.lfmodels.com/kwagen-p-197.html
Добавить отзыв
Если Вы не зарегистрированы на форуме, пройдите регистрацию, чтобы получить возможность комментировать работы.
|