Как правильно работать с травлением? Какие нужны инструменты?
Ну вот... Купил долгожданную модель и травление, приступил за работу. Увы и ах! Слишком тонкий металл. Получается не то, что хотелось. Отрезав маленькую деталь лезвием... Вопрос? Как её обравнивать, если её невозможно держать Ну это ещё не 1 этап. Вернёмся к 1 и 2 вопросу.
Как правильно работать с травлением?
07.11.09 [00:08]
#3
Отрезав маленькую деталь лезвием... Вопрос? Как её обравнивать, если её невозможно держать
Отрезать сразу аккуратно, полностью отрезая "мост". Отрезая последний "мост" придерживаем деталь пинцетом или прижимаем зубочисткой, а ни то она улетит и никогда вы её не найдете.
Я пользуюсь обычными ножами со сменными насадками и т.д.
Гнуть травление тоже несложно, и для этого не всегда необходимо приобретать дорогостоящие приспособления для выгибания травления, они просто упрощают жизнь.
- Danya_spb
- Откуда: СПб
07.11.09 [02:37]
#4
Сейчас как-раз мучаюсь с мелким травлом.
Как отрезать: отрезаю маленькими маникюрными ножницами, либо, как сказал Night flight, "сразу аккуратно, полностью отрезая "мост", либо наоборот, оставляя полностью мост, а потом, взяв пинцетом, отрезаю этот самый мост "за подлицо".
Перед отрезанием совсем мелких деталюшек, отрезаю их вместе с прилегающей основой. Можно перед отрезанием, приклеить на деталь скотч. (Иногда выручает)
Проблемы, с которыми столкнулся. Очень сложно делать петли. Над первой просидел час. Вторая прошла быстрее, но из за очень тонкого материала, отломилась часть петельки, когда огибал ею проволоку.
Ну, это так.
А втот, что не смог победить, как ни странно, так это приклеивание петли замка П-образное к плоскости вокруг щеколды.
Ну, настолько малюсенькая, что меньше острия пинцета. Не знаю чем её и взять то.
Просунул под неё булавку (а это Пэ как-раз размером с диаметр этой булавки), но при посадке на место, закраза, "так и крутится, так и крутится" (с) Мимино.
И на кончик зубочистки, смоченную клеем, ея брал. Никак.
Еще помучаюсь чутка, и если не получится, то либо буду надеятся, что глазастые фуромчане не заметят, либо приклею легенду, что скоба отлетела. Длаго тирг уже завален.
А, и еще две проблемы:
1) спина начинает сильно болеть после 3-х часов "травлокувырканий";
2) приходится часто курить выходить, чтобы нервы успокоить;
СЗОТ и простите за демагогию.
Как отрезать: отрезаю маленькими маникюрными ножницами, либо, как сказал Night flight, "сразу аккуратно, полностью отрезая "мост", либо наоборот, оставляя полностью мост, а потом, взяв пинцетом, отрезаю этот самый мост "за подлицо".
Перед отрезанием совсем мелких деталюшек, отрезаю их вместе с прилегающей основой. Можно перед отрезанием, приклеить на деталь скотч. (Иногда выручает)
Проблемы, с которыми столкнулся. Очень сложно делать петли. Над первой просидел час. Вторая прошла быстрее, но из за очень тонкого материала, отломилась часть петельки, когда огибал ею проволоку.
Ну, это так.
А втот, что не смог победить, как ни странно, так это приклеивание петли замка П-образное к плоскости вокруг щеколды.
Ну, настолько малюсенькая, что меньше острия пинцета. Не знаю чем её и взять то.
Просунул под неё булавку (а это Пэ как-раз размером с диаметр этой булавки), но при посадке на место, закраза, "так и крутится, так и крутится" (с) Мимино.
И на кончик зубочистки, смоченную клеем, ея брал. Никак.
Еще помучаюсь чутка, и если не получится, то либо буду надеятся, что глазастые фуромчане не заметят, либо приклею легенду, что скоба отлетела. Длаго тирг уже завален.
А, и еще две проблемы:
1) спина начинает сильно болеть после 3-х часов "травлокувырканий";
2) приходится часто курить выходить, чтобы нервы успокоить;
СЗОТ и простите за демагогию.
- Дмитрий Еремин
- Откуда: Киров
07.11.09 [10:26]
#5
Практически любую деталь можно зачистить , просто для этого нужен подходящий инструмент для фиксации. Я пользуюсь слегка модифицированными москитоми (один из видов хирургических зажимов). фиксировать в нем получается даже травленые головки болтов.
Самые мелкие детали можно переносить на острие скальпеля, лезвия лучше одноразовые, остроконечные (№11 оптимальнее всего)
А с этим согласен на все 100
Самые мелкие детали можно переносить на острие скальпеля, лезвия лучше одноразовые, остроконечные (№11 оптимальнее всего)
А, и еще две проблемы:
1) спина начинает сильно болеть после 3-х часов "травлокувырканий";
2) приходится часто курить выходить, чтобы нервы успокоить;
А с этим согласен на все 100
- Igmar
- Откуда: г.Одесса
07.11.09 [13:11]
#6
Для обработки, мелкие детали можно фиксировать двумя надёжными способами:
1) Сургуч - к ручной державке (или чему-то подобному) прилепливаем сургуч и подплавляя его "втыкаем" деталь. Держит прочно. В общем то не очень простой способ, в смысле работы с сургучом, немножко коптить может.
2) Пайка - самый простой и надёжный метод, а именно временно паяем деталь к державке (ну медной или латунной). Обрабатываем и отпаиваем, вот и всех делов. Никаких вам пинцетов, зажимов и прочей мелко-тисочной атрибутики не надо (и кстати зажимы могут испортить деталь, "силы" в них много подавят мягкий материал). А самое главное нервы в порядке, потому, что "соскок"/срыв детали и "улёт" её в неизвестном направлении невозможен. Соответственно нервы спокойней и курить не надо бегать, отсюда и здоровее организм будет .
А чтоб всё гнулось хорошо - материал нужно отжигать, об этом писалось много раз. Медь или латунь становятся значительно пластичней, а соответственно гнутся куда проще. К сожалению отбел многим не хочется делать, тут кислота нужна, серная или соляная в разведённом состоянии. А вот очистить медь (особенно) и латунь от окисла можно в Cillit Bang:
http://www.globaltrading.ru/images_food/36216.gif
именно с красной/розовой крышкой, пишется Средство для удаления известкового налёта и ржавчины ... . Это очень полезно будет перед пайкой или приклеиванием деталей.
1) Сургуч - к ручной державке (или чему-то подобному) прилепливаем сургуч и подплавляя его "втыкаем" деталь. Держит прочно. В общем то не очень простой способ, в смысле работы с сургучом, немножко коптить может.
2) Пайка - самый простой и надёжный метод, а именно временно паяем деталь к державке (ну медной или латунной). Обрабатываем и отпаиваем, вот и всех делов. Никаких вам пинцетов, зажимов и прочей мелко-тисочной атрибутики не надо (и кстати зажимы могут испортить деталь, "силы" в них много подавят мягкий материал). А самое главное нервы в порядке, потому, что "соскок"/срыв детали и "улёт" её в неизвестном направлении невозможен. Соответственно нервы спокойней и курить не надо бегать, отсюда и здоровее организм будет .
А чтоб всё гнулось хорошо - материал нужно отжигать, об этом писалось много раз. Медь или латунь становятся значительно пластичней, а соответственно гнутся куда проще. К сожалению отбел многим не хочется делать, тут кислота нужна, серная или соляная в разведённом состоянии. А вот очистить медь (особенно) и латунь от окисла можно в Cillit Bang:
http://www.globaltrading.ru/images_food/36216.gif
именно с красной/розовой крышкой, пишется Средство для удаления известкового налёта и ржавчины ... . Это очень полезно будет перед пайкой или приклеиванием деталей.
- Danya_spb
- Откуда: СПб
07.11.09 [15:33]
#8
Спасибо за советы.
И еще 2 проблемы:
1) Очень сложно попасть с первого раза приклеиваемой деталью на нужное место. Но поскольку суперклей схватывается моментально, то приходится отрывать от неправильного места.
Победить это можно, нанося больше клея. Но тогда всплывает вторая проблема.
2) Засохшие остатки лишнего клея, которые в некоторых местах просто невозможно сошкурить.
И еще 2 проблемы:
1) Очень сложно попасть с первого раза приклеиваемой деталью на нужное место. Но поскольку суперклей схватывается моментально, то приходится отрывать от неправильного места.
Победить это можно, нанося больше клея. Но тогда всплывает вторая проблема.
2) Засохшие остатки лишнего клея, которые в некоторых местах просто невозможно сошкурить.
- Igmar
- Откуда: г.Одесса
07.11.09 [18:58]
#9
Danya_spb, меняйте клей - это самое простое решение проблем. Можно использовать "долгоиграющие" клеевые составы. Из-за тех-же 2-х проблем (и некоторых других) о которых вы говорили выше, отказался от применения молекулярки. Нет чистоты соединения в месте стыка и близлежащей плоскости. Вообще соединять травлёнку между собой лучше всего пайкой, а монтировать к неметаллическим поверхностям долго-сохнущим клеем. Тут писал немного:
http://www.diorama.ru/forum/viewtopic.p ... 0%B5%D0%B9
http://www.diorama.ru/forum/viewtopic.p ... 0%B5%D0%B9
- Петров Андрей
- Откуда: Солнечный Ярославль
09.11.09 [11:32]
#11
А какой по мощности лучше использовать паяльник? У меня без регулятора….Сам понимаю, что мощность должна быть не высокой, но хотелось бы знать точнее. Стоит задача собрать автомобильные крылья – без пайки никак.
- Igmar
- Откуда: г.Одесса
10.11.09 [11:13]
#12
Петров Андрей, 25Вт хватит с головой и даже наверное многовато будет, зато с запасом. А вообще лучше приобрести самый простенький и недорогой паяльник с регулировкой температуры и сменным жалом.
http://www.chipdip.ru/product0/9000048691.aspx
В данном продукте жало медное, что очень хорошо.
Она-же (паяльная станция), вид сбоку:
http://www.rlocman.ru/op/tovar.html?di=55651&/SV-55331
Использую подобную, но от какого-то польского производителя.
Докупить пару запасных жал и переточить концы по назначению. Рекомендую использовать флюс ЗИЛ-2 и припой ПОС61 без канифольной жилы внутри. Ну и естественно обезжиривать и снимать окисл металла перед пайкой обязательно. После пайки необходимо очищать/промывать паянный шов от флюса (флюс содержит кислоту, если её не убрать, то со временем олово может "рассыпаться"). Можно использовать например это:
http://ukremb.info/izmeritelnye-pribory ... -plat.html
содержит изопропиловый спирт и бензин (калоша), кстати и обезжиривает хорошо.
http://www.chipdip.ru/product0/9000048691.aspx
В данном продукте жало медное, что очень хорошо.
Она-же (паяльная станция), вид сбоку:
http://www.rlocman.ru/op/tovar.html?di=55651&/SV-55331
Использую подобную, но от какого-то польского производителя.
Докупить пару запасных жал и переточить концы по назначению. Рекомендую использовать флюс ЗИЛ-2 и припой ПОС61 без канифольной жилы внутри. Ну и естественно обезжиривать и снимать окисл металла перед пайкой обязательно. После пайки необходимо очищать/промывать паянный шов от флюса (флюс содержит кислоту, если её не убрать, то со временем олово может "рассыпаться"). Можно использовать например это:
http://ukremb.info/izmeritelnye-pribory ... -plat.html
содержит изопропиловый спирт и бензин (калоша), кстати и обезжиривает хорошо.
- Петров Андрей
- Откуда: Солнечный Ярославль
10.11.09 [14:40]
#13
Igmar, Игорь,спасибо за развернутый ответ!
- Igmar
- Откуда: г.Одесса
10.11.09 [15:56]
#14
Петров Андрей, пожалуйста. Могу коротко описать для чего нужен "сухой" паяльник (в смысле жало) и как этим пользоваться, если надо.
- Igmar
- Откуда: г.Одесса
10.11.09 [17:11]
#17
В общем это конечно не мной придумано, в журнале было. Взял попробовал - теперь широко использую. Итак - "сухой паяльник", это метод который позволяет осуществлять очень аккуратную пайку деталей (особенно мелких). К сожалению не всегда можно положить нужное количество припоя (олова). Что бы потом не мучатся с зачисткой и облагораживанием швов необходимо очистить жало паяльника от олова путём "тыкания" его (жала) в жёлтый пенопласт Советского производства (из него спасательные круги изготавливали). Когда пенопласт плавится, он превращается а липкую жевачку и "берёт" на себя олово и грязь. Можно использовать специальные приспособления, их сейчас много в продаже, но вот какое из них - сказать не могу, не пользовался, пока пенопластом обхожусь. Вот нужно сделать так, чтоб на поверхности жала остался очень тонкий слой олова. Определить это просто - олово не поблёскивает, а становится матовым (ну приблизительно). Вот это и есть "сухой паяльник". Далее, наносим флюс на место пайки (детали естественно находятся в зафиксированном состоянии) и прикасаемся жалом - жало "заберёт" излишки припоя. Такую процедуру можно/нужно повторить несколько раз (всё зависит от того, на сколько много перелито припоя в месте соединения деталей). При определённой сноровке можно добиться очень аккуратной пайки. Ну и фирменный способ (в смысле от "нас" ) - когда вы хотите, чтоб шов был практически не виден, после сухого паяльника необходимо на долю секунды (подчеркнул не напрасно) окунуть запаянные детали в раствор серное кислоты (разбавлять кислоту "по вкусу"). Кислота моментально начинает "выжигать" олово. Там где слой припоя тонкий, появится метал. Там где слой толще припой "сгорит" частично. Можно добиться очень аккуратной пайки, что зачистка швов вообще не понадобится. Однако всё хорошо в меру, как с сухим паяльником, так и с кислотой. Главное это прочность пайки, а значит шва. Можно "отобрать" слишком много припоя или пережечь кислотой и всё рассыпется. Необходимо просто усердно потренироваться, в этом деле нет ничего сложного. Если нет желания возиться с кислотой, то и не надо - это будем говорить уже понты, в полном смысле слова (в основном для очень мелких деталей). Вот приблизительно так.
Теперь ещё один момент - если паяльник с терморегулятором, можно при его заниженной температуре попробовать имитировать сварной шов, но при этом слой припоя должен быть достаточным. При определённой тренировке может получится очень здорово.
И несколько слов о процессе пайки:
Если вдруг не паяет
1) Проверьте, а включён ли паяльник в сеть или есть ли вообще напряжение
2) Проверьте напряжение в сети (это не шутка). При заниженном напряжении паяльник не "наберёт" нужной температуры.
3) Паяльник может быть перегрет и паять не получится, просто "горит" флюс и "горит" припой. Возьмите паяльник меньшей мощности или уменьшите тем-пру регулятором (касается паяльной станции). Перегрев это то-же плохо.
4) Вы пытаетесь припаять слишком большие детали. Ваш паяльник не может прогреть спаевыемые детали. Возьмите паяльник большей мощности.
5) Вы могли не правильно подобрать флюс или припой, а может и то и другой разом.
6) Вы положили на поверхность много флюса и "взяли" на жало мало припоя. Вообще - много флюса, это плохо.
В процессе работы обязательно очищать жало от остатков флюса. Можно в пенопласт, а можно спец. штучьками - посмотрите в инет-магазинах для ознакомления.
Определить перегревается паяльник или нет можно по следующим признакам:
1) На рабочей поверхности жала припой (олово) темнеет.
2) Припой сворачивается, на рабочей поверхности жала.
Удобно пользоваться флюс-пастами. Жидки флюс сложнее "взять" сколько нужно и контролировать при нанесении на место пайки - течёт иногда туда, куда не надо. Вот мне думается (сам пока не пробовал), что этот флюс должен быть хорош:
http://www.elfa.lv/cgi-bin/index.cgi?ar ... 07&lng=rus
Кстати - канифоль и флюсы с канифолью применять в нашем деле не рекомендую. Они "берут" на себя слишком много припоя. Во всяком случае лично мне не нравиться работать с этим (этими) флюсом. А вообще, сейчас появилось много всяких вспомогательных штучек для пайки, может кто-то для себя найдёт что-нибудь интересное и полезное.
В общем всё, что вспомнил на вскидку, всё написал. Правда коротЕнько не поучилось .
P.S. Перед тем как паять детали друг к другу, правильней будет сначала (ну естественно обезжирить, шара тут не пройдёт) залудить места предполагаемого стыка на деталях, а потом уже паять. Приложить не лужённые детали и положив флюс "тыкать" жалом в место пайки - это всё равно, что закусывать вино солёными огурцами или селёдкой .
А вот пайка алюминия, это дело сложное, можно, но сложно.
Теперь ещё один момент - если паяльник с терморегулятором, можно при его заниженной температуре попробовать имитировать сварной шов, но при этом слой припоя должен быть достаточным. При определённой тренировке может получится очень здорово.
И несколько слов о процессе пайки:
Если вдруг не паяет
1) Проверьте, а включён ли паяльник в сеть или есть ли вообще напряжение
2) Проверьте напряжение в сети (это не шутка). При заниженном напряжении паяльник не "наберёт" нужной температуры.
3) Паяльник может быть перегрет и паять не получится, просто "горит" флюс и "горит" припой. Возьмите паяльник меньшей мощности или уменьшите тем-пру регулятором (касается паяльной станции). Перегрев это то-же плохо.
4) Вы пытаетесь припаять слишком большие детали. Ваш паяльник не может прогреть спаевыемые детали. Возьмите паяльник большей мощности.
5) Вы могли не правильно подобрать флюс или припой, а может и то и другой разом.
6) Вы положили на поверхность много флюса и "взяли" на жало мало припоя. Вообще - много флюса, это плохо.
В процессе работы обязательно очищать жало от остатков флюса. Можно в пенопласт, а можно спец. штучьками - посмотрите в инет-магазинах для ознакомления.
Определить перегревается паяльник или нет можно по следующим признакам:
1) На рабочей поверхности жала припой (олово) темнеет.
2) Припой сворачивается, на рабочей поверхности жала.
Удобно пользоваться флюс-пастами. Жидки флюс сложнее "взять" сколько нужно и контролировать при нанесении на место пайки - течёт иногда туда, куда не надо. Вот мне думается (сам пока не пробовал), что этот флюс должен быть хорош:
http://www.elfa.lv/cgi-bin/index.cgi?ar ... 07&lng=rus
Кстати - канифоль и флюсы с канифолью применять в нашем деле не рекомендую. Они "берут" на себя слишком много припоя. Во всяком случае лично мне не нравиться работать с этим (этими) флюсом. А вообще, сейчас появилось много всяких вспомогательных штучек для пайки, может кто-то для себя найдёт что-нибудь интересное и полезное.
В общем всё, что вспомнил на вскидку, всё написал. Правда коротЕнько не поучилось .
P.S. Перед тем как паять детали друг к другу, правильней будет сначала (ну естественно обезжирить, шара тут не пройдёт) залудить места предполагаемого стыка на деталях, а потом уже паять. Приложить не лужённые детали и положив флюс "тыкать" жалом в место пайки - это всё равно, что закусывать вино солёными огурцами или селёдкой .
А вот пайка алюминия, это дело сложное, можно, но сложно.
- 951109
- Откуда: Молотовск
10.11.09 [18:06]
#18
УХ ТЫ!!!
а про это расскАжите?
А вот пайка алюминия, это дело сложное, можно, но сложно.
а про это расскАжите?
- Igmar
- Откуда: г.Одесса
10.11.09 [18:40]
#19
951109, тут много не расскажешь - если припой обыкновенный, то необходимо взять флюс ФТБф-А флюс для алюминия, или ФТКА-180 флюс для алюминия, или Ф-61 флюс для алюминия и мучатся . Флюс этот жирный, это дело прилипает на жало, нужно постоянно очищать - ой в общем нужно пробовать. Да и ещё не каждый алюминий можно ним припаять. Есть какие-то новые флюсы (импортные) для этого дела, но они дорогие очень, не пользовался, сказать ничего не могу. А если паять припоем ПАС (температура пайки у него приличная 220-250 градусов по Цельсию) или ему подобным (он самофлюсующийся, флюс не нужен) - это нужно жалом тереть деталь, в смысле залудить, а потом пытаться паять. В общем это нужно пробовать.
И главное, перед пайкой алюминий нужно очень хорошо очистить от окисла, иначе не припаяется.
И главное, перед пайкой алюминий нужно очень хорошо очистить от окисла, иначе не припаяется.
- Дмитрий Еремин
- Откуда: Киров
10.11.09 [19:36]
#20
Igmar, все вышенаписанное весьма информативно, спасибо. Можно еще пару вопросов
Какую температуру выставляете на латунь, медь? И по поводу флюсов: что можете сказать об ортофосфорной кислоте и паяльной кислоте?
Какую температуру выставляете на латунь, медь? И по поводу флюсов: что можете сказать об ортофосфорной кислоте и паяльной кислоте?
Кто сейчас на форуме: Сейчас этот раздел просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 50