Сегодня мы поговорим о стальном шлеме – каске.
Честно говоря, думал эту тему затронуть одной из последних, но чего-то увлекся и вроде как состряпал. Сразу хочу сказать, что особенности конструкции подшлемников, ттх и т.д. рассматривать не буду. Для этого есть специальная литература, но для тех кто особенно заинтересуется могу предложить этот сайт, написано все более чем понятно:
http://russianarms.mybb.ru/viewforum.php?id=126 Я же постарался сконцентрироваться на внешнем виде и по максимуму запихать все на планшеты. Но сказать кое-что, все же нужно.
Ну, во-первых, каска полагалась не только личному составу войск береговой обороны, но и экипажам кораблей, тем категориям л/с, который по роду своей деятельности находится на открытых участках палуб и надстроек корабля, в первую очередь - комендоров. Во-вторых, каски на кораблях окрашивались в серый корабельный цвет – "шаровый". В стрелковых частях флота каски были защитного цвета, в береговой артиллерии – вопрос интересный… не знаю, в частях ПВО в большей степени – защитные, эти части подвергались наиболее интенсивному переодеванию. И командующие ПВО флота первыми получили армейские звания генерал-майоров артиллерии (не будем этого забывать). В авиации касок не носили, но были караульные взвода охраны аэродромов – там они должны были быть и, вероятнее всего, также защитные.
Итак, для начала давайте рассмотрим основные типы стальных шлемов. В довоенный период, как и в армии, основу личной защиты коротко стриженых голов составлял стальной шлем образца 1936 года (СШ-36), известный нам под названием "Халхин". Перед войной его вытеснили СШ-39 ("трехклепка") и СШ-40 ("шестиклепка"), как видно из сленговых названий – именно в этом их главное внешнее отличие – количество заклепок, крепящих подшлемник. У меня сложилось впечатление, что в 39-м – 40-х годах, флот оперативно провел обновление касочного парка. На фотографиях экипажей преобладают именно СШ-39. (А может их вообще не было на кораблях до финской и ввели их только по результатам зимней компании? Может поэтому везде СШ-39?)На эти мысли меня навели шлемы коллекционеров, которые изначально окрашены в шаровый цвет (два из них представлены на планшете). Старые каски сдали в запас. Давайте посмотрим на планшеты этих касок:



Как видно, СШ-36 оставался в каком-то количестве на кораблях, а также выдавался личному составу формируемых подразделений морской пехоты. Тут нужно не много отступить в сторону. На кораблях, этих касок, - в самый обрез. Как правило, в МП списывали вахты машинных команд, комендоры оставались для выполнения своих прямых обязанностей (за исключением фактического списывания всего экипажа вставших в ремонт кораблей… такой был тяжелый 41-ый…) Значит, каски комендоров оставались на кораблях, а вновь формируемые части получали их со складов флотов и военных округов, формировавших эти части. На складах флота, соответственно, каски были и зеленые и серые, а из армейских складов приходили – зелененькие. Так же мне думается, что заводы, выпускавшие стальные шлемы, в годы войны выдавали продукцию только защитного цвета, а когда она поступала в экипажи, то самостоятельно перекрашивалась в корабельный цвет руками боцманской команды, а иногда, у меня такое видение, и не перекрашивались вовсе. Серые каски, попавшие в морскую пехоту (этим термином я буду называть любую часть личного состава флота, волею судьбы, оказавшеюся в пехотном строю) навряд ли перекрашивались в защитный зеленый… Также следует отметить, что в 41-м… 42-м годах произошла наиболее массовая убыль личного состава флота, вместе со своими касочками, естественно. Склады флота были опустошены (об этом ниже). Вспомнить хотя бы, "Невский пятачок" или Севастополь 42-го… Так, что основной состав пехоты с 43-го щеголял в касках защитного цвета. Но серые каски списывать со щитов рановато. Накануне большинства десантных операций, командование вдруг осознавало, что части первого броска, либо слабо подготовлены, либо вообще не готовы к этому, либо в частях морской пехоты наблюдается жуткий некомплект л/с. И тогда… правильно, очередной комплект специалистов, вооружившись корабельным имуществом, списывался в десантные отряды. Каски, видимо, тоже брали с кораблей – значит – серые. Ладно, об этом хватит. В итоге, я хочу подчеркнуть, что на морпехах после 43-го сплошные СШ-40. Но ненужно это воспринимать как догму, естественно, я говорю лишь о количественных характеристиках. На востоке Нашей, некогда бывшей Великой страны, ситуация складывалась противоположно. Те, кто рассматривал фотографии войны с Японией, должны были обратить внимание на большое количество СШ-36, видимо, судьба такая у этой каски, воевать с японцами. Не обошло это явление и части морской пехоты ТОФа. Фото на планшете говорят гораздо больше моих слов. Про эти три типа касок закончим, думаю все понятно.
В 1940-м году в Красную армию влилась армия Эстонии, а вместе с ней вооружение и снаряжение. Так на флот попали польские экспериментальные каски М-40. Причем, я думал, что они были на вооружении л/с кораблей бывшего Эстонского флота, но нет… По фамилиям установил, что, как минимум, два корабля – минзаг "Урал" и эсминец "Стойкий" – все время были в составе КБФ. Обратите внимание на цвет этих касок, и на отличие их от цвета корпусных конструкций. Думается мне, никто их не перекрашивал. Ну, разве что через несколько лет службы обновили сколы и потертости. Часть этих касок выдали и в спешно формируемые части МП для защиты ГВМБ Таллин. И вот даже судьба забросила одну из них на Красный Гангут. Знаменитый ханковский снайпер Григорий Михайлович Исаков запечатлен именно в такой каске.

Еще обязательно нужно не забыть про каски английского и американского производства, в принципе, думаю, все понятно из планшетов. Отдельно нужно отметить каску "М-1", то, что она у экипажей бывших американских кораблей – вопросов не возникает, но вот как она оказалась в подплаве? Это вопрос. Отдельно их нам не поставляли. Но факт такой – налицо. Кроме того, помните выше я писал про десантные отряды флота? Вот Вам яркий пример такого формирования: отдельный батальон Петропавловской ВМБ – часть первого броска на Курилы. Каски, видимо, прихватили с родного "железа". Каптри Терновский Героя получил за Корею, за свои грамотные действия в ходе десантной операции, когда сформировал из вверенных экипажей СКР отряд моряков и бросился на помощь морпехам – каски на фото. В чем были – в том и пошли. По цветам, думаю все понятно.



Чуть выше я писал про опустошенные склады флота. В сентябре – октябре на КБФ сложилась тяжелая ситуация с вооружением 6-й и 7-й бригад МП, вход шло все, запаивали учебные винтовки… В учреждениях флота оставляли стрелковое оружие только на караул… ну и т.д. и т.п. Видимо из этой же оперы, откуда-то из закромов Родины достали и этот раритет: каску Сольберга. Может где-то и "дедушка Адриан" ходил в атаку.

Здесь же на планшете, запечатлен интересный факт: надпись на шлемах одного из кораблей ВМФ. Сначала я думал, что это боевой номер, но потом решил, что все же название корабля. Жалко не видно что же там написано, но факт остается фактом.
И вообще про рисунки на касках. Вот такой планшетик. Насколько я понял, звезду наносили на СШ-39 и на СШ-40 первых выпусков. На кораблях их, видимо, либо закрашивали, либо старательно обводили. И вообще их очень плохо видно на фото (как пример, одно и тоже фото бойцов за веслами, но чуть с разных ракурсов и разного качества, а звезда видна только на одном снимке) Обратите внимание и на каски, на которых звезда нарисована не абрисом, а полностью, даже одна польская М-40 попалась.

И вообще о шаровом… Вот выдержка из документа 36-го года. Вот столько защитных шаровых мог намешать толковый боцман, к войне, думаю, их количество не уменьшилось. На планшете показаны разные фото, но в большинстве случаев видно, что цвет касок совпадает с цветом окружающего оборудования и корпусных конструкций. Так что, в какой уж конкретный шаровый красить – я не знаю, я пытался намешать цвета по таблице, но ничего толкового у меня не получилось. Если кто осилит – скажу спасибо краснофлотское.

На следующем планшете я подобрал примеры камуфлирования шлемов. Насчет камуфлирования краской – я не уверен, но, что-то другое на ум не приходит. С чехлами и побелкой на зиму, думаю, все понятно.

Ну и напоследок я хочу показать как носились шлемы, особенно вызывает вопросы факты "слишком частого" ношения касок задом наперед? Посмотрите на планшетах с "Сольбергом" и "М1". Ну Сольберг, ладно, допустим, но остальное… Что-то в этом было значит.


Ну вроде как все, что хотел – сказал, может чего и забыл (в турбулентном потоке моей мысли), но основное изложил. Так что, изучайте, смотрите, делайте выводы, и делайте каски – много и разные. А я теперь, пожалуй, буду стараться заклепочки на касочках делать не забывать.