Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Поддавшись новым веяниям, и я решил создать свой маленький блог по сборке модели. Блог начал потому, что сборка этой модели затянулась уже на довольно таки продолжительное время, да и советы бывалых не помешают (если честно, и друзья требуют «зрелищ», т.е. своеобразного отчета – картинок, если проще, а то все разговоры…).
Речь пойдет о сборке модели немецкого танка ПВО на шасси Panzerkampfwagen*а IV , а именно «Wirbelwind» (блог по созданию такой же машины уже здесь есть, но почему-то закрыт, а жаль…), что переводится дословно как «Сильный порыв ветра» т.е. «Ураган». «Вихрь» здесь не подходит, т.к. тогда было бы «Кружащийся ветер».
Вот фото прототипа модели, хотя он будет в модели несколько иным…
Немного об истории самой модели.
Занимался моделизмом еще когда учился в школе, тогда-то и был приобретен набор фирмы «Academy», модель этой фирмы – практически сборная игрушка на р/у (внутри есть место для установки моторчика, оснастки и батареек), хотя инструкция предусматривает и стендовый вариант. Эта модель была собрана, покрашена теми красками, которые были в наличии, поставлена «пылиться» на полку и счастливо забыта…
Но со временем, как и все стал задумываться об исторической достоверности своих моделей. Так в начале 2000-х модель была практически полностью разобрана для приведения к исторически точному образцу. И все бы ничего, да материала по данной машине у меня на тот момент вообще не было… Ну если конечно не считать справочника по оружию вермахта. С появлением ПК и интернета с модемом был найден небольшой объем информации связанный в основном с техническими характеристиками этого танка и сравнительно небольшое количество фото. Позже друг зная о том, что инфы по машине у меня «кот наплакал» раздобыл на одном из торрентов журнал «N & B №013 Flakpanzer IV Wirbelwind (Sd. Kfz. 161/4) & Ostwind», моей радости не было предела! Этот журнал дал ответы на многие вопросы, одно жалко – там нет подробных фото интерьера, а компоновка этой машины остается самым главным вопросом и сейчас.
После осмотра модели «Academy» стало понятно, что легче купить другую модель, чем восстановить эту. Так был приобретен набор фирмы Tamiya кат. №35233, который имеет ходовую часть от модели Panzer IV Auf H (ранний), и башню как у модели Academy. Т.к. хотелось сделать танк на базе Panzer IV Ausf G (Tamiya дает ведущие колеса Ausf G, но бронировка привода соответствует Ausf H) был куплен набор Dragon кат. №6360 Panzer IV Ausf F2/G, который станет «донором» ходовой части машины. Позже, «позарившись» на новинку Dragon кат. №6540 купил и его, для осмотра и возможного использования некоторых деталей. Еще было куплено несколько наборов, которые будут так или иначе использованы при сборке модели. «Ostwind» был куплен из любопытства: что же там с интерьером? Модель интересная – воспроизводит прототип. А Sd. Kfz. 7/1 был куплен из-за пушки Flakvierling 38.
Wirbelwind of change
- Cuprenum
- Откуда: Уфа
30.09.10 [17:02]
#2
LIMA, приветствую! Жду продолжение блога, сей агрегат интересно собирать.
- LIMA
- Откуда: Санкт-Петербург
25.10.10 [00:20]
#3
Немного истории.
Как и во многих областях военных технологий Германия была лидером в разработке и производстве танков ПВО (далее Flakpanzer). Сначала Flakpanzer*ы строили на уже существующих шасси (использовались тяжелые вездеходы (к примеру Horch 1a или Steyr 1500), грузовики (известный Opel Blitz, Mercedes, Bussing-NAG), полугусеничные транспортеры (такие как Sd. Kfz. 7, 8, 10), и шасси танков (Panzer I, 38(t), а позднее даже Panzer V «Panther», но это единичный случай полевой конверсии из БРЭМ)). Когда шасси легких танков Panzer I (Flakpanzer I строились на шасси Panzer IA, изготовлено их было мало, ими был укомплектован всего один батальон, состоящий из 3-х батарей по 6-7 танков в каждом. Перетяжеленность машины сказалась на ее маневренности, тем более проходимость в условиях бездорожья оставляла желать лучшего. Последние Flakpanzer I были потеряны зимой 1942-43гг. под городом Калачом в Сталинградском котле.) и Panzer II уже не выпускались и были технически устаревшими, а шасси Panzer III требовались для постройки штурмовых орудий StuG III, тогда обратили внимание на шасси Panzer IV и Panzer V Panther. В достаточном количестве выпускалось шасси Panzer IV (тем более оно было технически надежней шасси «Пантеры», как известно этот «Трудный ребенок» до конца производства так и не избавился от проблем с топливной системой), поэтому остановились на нем.
В 1944г. Flak/E4 смогли показать первые разработки. Орудие Flakvierling 38 (счетверенная зенитка 20мм) установили сверху на шасси Panzer IV, орудие и расчет защищали 4 откидных бронелиста 2х12мм. Во время производства, начиная с 46й машины (в некоторых изданиях говорится, что всего лишь прототип был вооружен пушкой Flakvierling 38 ), Flakvierling 38 заменили на 37мм Flak 43, а толщину откидных бронелистов довели до 25мм. В боевом положении бронелисты откидывались для обеспечения кругового огня орудия. Недостаток данной машины заключался в том, что на откидывание бронелистов уходило некоторое время даже у экипажа из 5 человек, кроме того в боевом положении (с откинутыми бронелистами) экипаж орудия защищал только бронещит самого орудия, так же из-за размещения орудия сверху почти стандартного шасси Panzer IV у машины была значительная высота. За характерную внешность машина получила прозвище «Мебельный фургон» (Mobelwagen). Всего было построено 240 машин этого типа компанией Deutche Eisenwerke AG на шасси Panzer IV поставленных фирмой Krupp-Gruson.
В середине 1944г. задумались о дальнейшем развитии самоходных средств ПВО. Генерал-инспектор танковых войск Гудериан дал заказ Panzertruppen/In 6 на разработку нового Flakpanzer*а.
Основанные на обстоятельствах и возможностях того времени, In 6 были предъявлены следующие требования:
1. Вращающаяся, полностью бронированная башня с расчетом 3 или 4 человека;
2. Эффективная дальность стрельбы 2000м против всех видов целей;
3. Вооружение не менее чем 2 пушки (сдвоенное орудие);
4. Достаточный боезапас для самостоятельного действия;
5. Высота ниже 3х метров;
6. Радиосвязь;
7. Башня простой формы, открытая сверху (для эффективного отвода пороховых газов пушек) дающая свободный обзор командиру и стрелку. Достаточное количество места для расчета орудия;
8. Габариты, удовлетворяющие погрузке на основные железнодорожные вагоны;
9. Простое бронирование для снижения веса танка.
Интересно, что параллельно вышесказанному, но без любой связи с тем, что случилось в Берлине (заказ Гудериана на разработку нового Flakpanzer*a) была построена боевая машина удовлетворяющая практически всем требованиям описанным выше. Так в начале 1944г командир 12 ТД СС «Гитлерюгенд», приказал, чтобы в его ремонтной роте поставили Flakvierling 38 на шасси Panzer IV, для этого у него было разрешение его начальника, Карла Гейнца Принца, командующего II танковым корпусом СС. С танка Panzer IV была снята башня и в центре подбашенного погона установлена Flakvierling 38, ради установки ее лафет заменили и убрали щит, впоследствии машина получила башню (ее, кстати, за характерную форму прозвали «Кексдозе»), похожую на те, что ставились на Wirbelwind*ы, но более примитивную. Главное требование In 6 было выполнено с постройкой башни для этой машины.
После того, как Гудериан дал In 6 во главе с Generalmajor Dipl. Ing. E. Bolbrinker задание на разработку Flakpanzer*а, было решено поручить это молодым специалистам, имеющим высокие шансы на успех. Он подбирает группу во главе с оберлейтенантом J. von Glatter-Gotz и посылает за лейтенантом Hans Christoph Count von Seherr-Thoss во Францию во II/SS-Panzer Regiment 12 of 12 SS-Panzer Division “Hitlerjugend”. Лейтенант von Seherr-Thoss с 1го февраля 1942г служил в Panzer Regiment 31 на Восточном Фронте, выполняя тыловое обеспечение. В мае 1943г был переведен в OKH/AHA/In 6 и принимал участие в разработке руководств D 65/27 “Tigerfibel” и D 655/27 “Pantherfibel”.
Во Франции 27 апреля 1944г лейтенант von Seherr-Thoss осмотрел один из построенных танков ПВО и предложил In 6 использовать для постройки Wirbelwind*ов подлежащие восстановлению шасси пришедших с фронта на ремонт танков (т.к. из-за быстрого продвижения фронтов к Германии и растущие потери не позволяли промышленности Германии обеспечить их новыми шасси). Предложение было принято. Опытный образец был построен Krupp-Druckenmuller GmbH Berlin Mariendorf (ремонтные мастерские танков Panzer IV). В конце мая 1944г он был продемонстрирован Гудериану и членам HWA/Wa Pruf 6 на полигоне в Куммерсдорфе. После демонстрации Alkett показали проект танка ПВО на шасси Panzer IV вооруженным пушкой Flakzwilling 43 (37мм), а Daimler-Benz/V Glatter-Gotz показали чертежи и рисунки 30мм “Flakpanzer Kugelblitz” («Шаровая Молния»).
Гудериан был так впечатлен демонстрацией Wirbelwind*а, что сразу же спросил сколько машин подобного типа он мог бы получить и в какие сроки. Ему ответили, что демонстрация была своего рода преддверием перед началом производства. Данная демонстрация была важным шагом в развитии танков ПВО, когда Гитлер (который был не очень-то доволен Mobelwagen*ами) увидел фото этого опытного образца он сразу дал согласие на переоборудование танков возвратившихся на ремонт в Wirbelwind*ы, а позднее и Ostwind*ы.
8го июня 1944г Oberst Mildebrath (In 6/III Panzer) заказал мастерские для предприятия “Ostbau-Sagan”, в Загане (Силезия). Их задача состояла в сборке Wirbelwind*ов. Так предприятие “Ostbau-Sagan” получило заказ на постройку 80 Wirbelwind*ов.
Рабочие предприятия были набраны в основном из батальонов запаса танковых частей, штат насчитывал около 80 человек.
Уже в июле 1944г первые 17 серийных машин были собраны. “Ostbau-Sagan” получала отдельно Flakvierling 38 от “Ostmark-Werke”, дочерней компании Herman Goring-Werke. Башни поставлял завод “Famo” из Бреслау. “Ostbau-Sagan” оставалось лишь собрать машины, оснастить радио и мелкими частями оборудования.
В декабре 1944г был построен 100й Wirbelwind и еще 100 были заказаны. В январе 1945г из-за приближения войск союзников было принято решение о переводе “Ostbau-Sagan” в Teplitz-Schonau в Чехии. После создания там их новых мастерских в феврале 1945г по неподтвержденным данным они создали еще 5 Wirbelwind*ов, и согласно записям графа von Seherr-Thoss ими было так же поставлено следующее оборудование:
• Flakpanzer “Ostwind”;
• 50 пушек “Jaboschrek” 30mm Flak 103/38 (Гроза штурмовиков) на автомобилях Steyr 2000A;
• 1145 Panther Hotchsitze (поднятое сидение для водителей танков «Пантера», т.к. в лобовой бронеплите удалили откидную створку смотрового прибора механика-водителя);
Так же были завершены следующие опытные образцы:
• «Zerstorer 45» приемник “Wirbelwind*а вооруженный 30ти мм счетверенной пушкой;
• 37 мм Flakzwilling 44 для Ostwind II (только башня);
• Монтажные крепления для пулеметов MG на крыши колесной техники.
Технические данные Wirbelwind*а.
Все построенные Wirbelwind*ы использовали шасси танков пришедших с фронта на ремонт. Новые шасси с заводов не поставляли, т.к. они использовались для постройки танков, штурмовых орудий и Jagdpanzer*ов. Большинство Wirbelwind*ов было построено на шасси Panzer IV Ausf G или Ausf H, так же имеется фото по крайней мере одного Wirbelwind*а на шасси Panzer IV Ausf J.
Изменения, внесенные в конструкцию шасси линейного танка:
1. Ручной топливный насос перенесен ближе к месту механика-водителя;
2. Смонтированы полики поверх топливных баков;
3. Установлена перегородка, отделяющая механика-водителя от стеллажей с боезапасом;
4. Внутри корпуса установлены две двутавровые балки LNP 10 2200мм длиной, служащие опорой основания крепления пушки 800Х800Х10мм с механизмом захвата и отверстиями для крепления орудия.
5. Открытое пространство подбашенного погона для монтажа пушки и башни;
6. В задней части корпуса танка справа и слева по бортам установлены два короба для запасных стволов и инструментов для их замены и обслуживания;
Изменения орудия Flakvierling 38:
1. Удалена коробка дефлектора;
2. Изменен лафет и удалены места заряжающих;
3. Вместо ящика с АБ установлен ящик очистки (?). Возможно перевел неправильно, поэтому привожу оригинальный текст: «A cleaning box instead of the battery box»;
4. A cut housing for the spring equilibrator (я так понял что удалили компенсатор отдачи);
5. A circled opening in the closing of the traverse to incorporate the collector ring (перевести не смог, смысла не понял).
В башне танка свободно размещался экипаж из 3х человек (наводчик и два заряжающих) и само орудие, а так же две стойки для хранения магазинов к Flakvierling 38 по 8 магазинов в каждой стойке. Башня не имела двигателя и вращалась с помощью Flakvierling 38 со скоростью 270 в секунду (однако стоит упомянуть, что DLV разработала гидравлическую трансмиссию, при помощи которой вращение осуществлялось со скоростью 600 в секунду. Но испытывалась только на одном опытном образце и на серийных танках установлена не была). Боковые стенки башни были изготовлены из 16мм бронепластин и сварены между собой, основание башни изготавливалось из 30мм бронелиста. Высота башни составляла 1050мм, полная высота Wirbelwind*а – 2760мм, на 300мм ниже чем Mobelwagen. Боезапас танка (находился внутри корпуса танка) составлял 3200 снарядов для Flakvierling 38, 1350 снарядов для курсового пулемета MG 34 и 192 снаряда для личного оружия экипажа (как правило пистолет-пулемет MP 40 и пистолеты P 08 Люггер либо P 38 Вальтер). На танке были установлены приемо-передающие устройства FU2 и FU5. Вместимость топливных баков 470 литров. Двигатели Maybach HL 120 TRM (TRM 112) в зависимости от шасси танка.
Во время производства WA PRUF 6 предложило внести следующие изменения в конструкцию танка:
1. Два держателя брезента (по одному с каждой стороны башни);
http://i072.radikal.ru/1010/cc/25133ac76395.jpg
2. Три откидных бронепластины для защиты наводчика;
http://s60.radikal.ru/i167/1010/c7/4e281059013a.jpg
3. Установить щиток прицела Flakvierling 38, как описано в L. DV. T 1001/2;
http://s46.radikal.ru/i113/1010/ec/088b805d8f1c.jpg
4. Установить защиту фронта башни в области стволов пушки.
Данные изменения так и не были внесены в конструкцию танка.
Главная задача Wirbelwind*а состояла в защите танков (и других технических средств) своей дивизии от штурмовиков противника. Самый успешный способ атаки заключался в том, чтобы выстраивать на пути атакующего самолета стену огня (это позволяла скорострельная 20мм счетверенная пушка с темпом огня 800 выстрелов в минуту), что не позволило бы пилоту избежать попаданий в самолет. Впоследствии Flakpanzer*ы стали первоочередными целями штурмовиков союзников.
Wirbelwind, Mobelwagen и Ostwind были приданы взводам ПВО (Panzer-Fla-Zuge) бронетанковых дивизий. Приказом KStN №1196 было определено, что с 1го апреля 1944г каждая бронетанковая дивизия должна была получить в свое распоряжение 8 Mobelwagen*ов, разделенных на две группы по 4 машины в каждой. Когда начали серийный выпуск Wirbelwind*ов этот приказ изменили на KStN №1196а, таким образом вместо 8 Mobelwagen*ов каждая бронетанковая дивизия получала 4 Mobelwagen*а и 4 Wirbelwind*а, вариант KStN №1196в подразумевал получение 8 Wirbelwind*ов, а вариант KStN №1196с – 8 Mobelwagen*ов. Последнее изменение было внесено 1го апреля 1945г и имело обозначение KStN №1192, оно подразумевало получение 8 Flakpanzer*ов (с 37мм пушками) и 3 Sd. Kfz. 7/1.
Так, согласно этим распоряжениям все выпущенные Wirbelwind*ы были распределены по следующим соединениям:
Panzer Regiment 3, 2 Panzer Division (Western Front) – 4 машины;
Panzer Regiment 33, 9 Panzer Division (Western Front) – 4 машины;
Panzer Regiment 15, 11 Panzer Division (Western Front) – 4 машины;
II Abteilung/ Panzer Regiment 39, 17 Panzer Division (Eastern Front) – 3 машины;
Sturm Pz. Kpfw. Abteilung 217 (Western Front) – 2 машины;
Panzerjager Abteilung 519 (Western Front) – 4 машины;
Panzerjager Abteilung 559 (Western Front) – 4 машины;
Panzerjager Abteilung 560 (Western Front, Ardennes, then Eastern Front, Hungary) – 4 машины;
Panzerjager Abteilung 653 (Eastern Front) – 4 машины;
Panzerjager Abteilung 654 (Western Front) – 4 + 3отремонтированные машины;
Panzerjager Abteilung 655 (Likely 1 company Hungary, 2 companies Western Front) – 4 машины;
s. Pz. Abteilung 503 (Eastern Front) – 4 машины;
s. Pz. Abteilung 506 (Western Front) – 4 машины;
s. Pz. Abteilung 509 (Eastern Front) – 4 машины;
SS-Panzer Regiment 1, 1 SS-Panzer Division “LSSAH” (Western Front until Jan. 45, then Eastern Front) – 4 машины;
SS-Panzer Regiment 2, 2 SS-Panzer Division “Das Reich” (Western Front until Jan. 45, then Eastern Front) – 4 машины;
SS-Panzer Regiment 12, 12 SS-Panzer Division “Hitlerjugend” (Western Front until Dec. 44, then Eastern Front) – 4 машины;
SS-Pz. Kpfw. Abteilung 17, 17 SS-Panzergrenadier Division “Gotz von Berlichingen” (Western Front) – 4 машины;
s. Pz. Abteilung 501 (Western Front until Feb. 45, then Eastern Front) – 4 машины;
s. Pz. Abteilung 503 (Eastern Front) – 4 машины.
18 машин не включенных в этот список скорее всего были приписаны к Panzer-Ersatz-Abteilungen (тренировочный батальон восстановленных танков) и использовались для обучения на тренировочных полигонах. По воспоминаниям графа von Seherr-Thoss на учебном полигоне в Ohrdruf*е, под командованием гауптмана Udo Klausa были три взвода, в каждом по 5 Wirbelwind*ов и 5 Ostwind*ов, а так же по всей вероятности Flakpanzer IV “Kugelblitz”.
Далее опишу еще несколько интересных на мой взгляд образцов, кому-нибудь может пригодится, а кому не надо, тот пролистнет мимо.
Flakpanzer IV Ostwind.
http://s005.radikal.ru/i211/1001/be/4bf9e7cae610.jpg
http://i059.radikal.ru/1010/5a/f8c77736beeb.jpg
Flakpanzer IV “Ostwind” является одной из тех машин, информации о которых не так уж много, ни чертежей, ни более или менее внятного описания компоновки, ни деревянных макетов. Так же точно не известно сколько было построено машин данного типа (информация колеблется от 7 до 44 экземпляров, граф von Seherr-Thoss вспоминает о 40 построенных машинах). Однако, несмотря на отсутствие информации можно предположить, что “Ostwind” имеет общие черты с “Wirbelwind*ом”, т.к. машины развивались параллельно и имеют схожие черты.
Уже во время разработки “Wirbelwind*а” стали задумываться о вооружении Flakpanzer*ов орудием калибра 37мм, т.к. оно имело ряд преимуществ (таких как лучшая досягаемость по высоте и большая убойная сила снаряда) по сравнению с 20мм счетверенной зениткой, хотя и проигрывало ей в темпе ведения огня. БОльшая мощность 37мм снаряда позволяла более эффективно бороться с советскими штурмовиками типа ИЛ 2 и ИЛ 10, эти самолеты имели частичное бронирование, и иногда даже счетверенная зенитка была не в состоянии с ними справиться. Так же “Ostwind” мог успешно бороться с легкой бронетехникой и некоторыми средними танками союзников, тогда как “Wirbelwind” мог успешно применяться против пехоты противника, небронированных и легко бронированных целей.
Сначала на “Ostwind*е” хотели использовать ту же башню что и на “Wirbelwind*e”, однако орудие 37мм Flak 43 имело несколько большие габариты по сравнению с Flakvierling 38, поэтому было решено разработать совершенно новую башню специально под это орудие. Башня “Ostwind*а” в отличие от “Wirbelwind*а” была сварена из 12ти бронелистов, первая башня была изготовлена в то время, как уже 5й “Wirbelwind” покинул сборочный цех.
Сравнительные огневые испытания башни «Ostwind*a” и “Wirbelwind*а” прошли в июле 1944г в местечке под названием Kuhlundgsborn. А уже в августе 1944г Гудериан, через In 6 дал заказ на постройку 100 “Ostwind*ов”. Башни производила фирма Rohrenwerke, а шасси выпускались фирмой Krupp-Grusonwerk (хотя, возможно, “Ostwind*ы” как и “Wirbelwind*ы” строились на шасси машин вернувшихся с фронтов на ремонт). 20го сентября 1944г. опытный образец построили и сразу же забрали на Западный фронт (по неподтвержденным сведениям он принимал участие в Арденнском наступлении в составе дивизии LSSAH), а 23го сентября он уже принимал участие в боевых действиях о чем Deutche Eisenwerke отправило телеграмму в Ostbau-Sagan.
Но несмотря на успешное крещение огнем из-за нехватки танковых шасси и переезда Ostbau Sagan в январе 1945г в Teplitz-Schonau к массовому выпуску “Ostwind*ов” так и не приступили.
Описание конструкции.
К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одной из этих машин (все они были отправлены на фронт и были там либо подбиты либо полностью уничтожены).
Башня “Ostwind*a” в отличие от “Wirbelwind*a” была независимой единицей, а это означало существенное упрощение в производстве, т.к. не требовало изменений в конструкции шасси танка. Основание под орудие состояло из двух горизонтальных балок заглубленных в основание башни и установленной на них платформой. Как и у “Wirbelwind*a” башня “Ostwind*a” приводилась во вращение при помощи механизма вращения самой пушки. Таким образом, вращение маховика разворота пушки через систему приводило во вращение и башню танка.
Орудие, как и на “Wirbelwind*е”, тоже подверглось изменениям. Нижний лафет, корзину для улавливания стреляных гильз и щит орудия удалили из-за недостатка места в башне. Поскольку удалили щит, педали спуска пришлось устанавливать на правой балке основания пушки.
Во время производства внесли два видимых на фото серийного танка (фотография сделана в конце войны в Nove-Benatky, в 30км от Teplitz-Schonau) изменения: первое отличие от прототипа заключалось в «ломаной» бронировке нижних лобовых бронелистов башни. Это нововведение позволяло лучше защитить погон с основанием башни и крышу надстройки шасси от рикошетирования снарядов малого калибра и осколков. Из-за бОльших размеров Flak 43 по сравнению с Flak 38 + пространство для боезапаса слева от пушки и места для обслуживающего персонала башня “Ostwind*a” была более широкой чем у “Wirbelwind*a”. Это привело к проблемам при открытии люков доступа к двигателю, в то время как у “Wirbelwind*a” люки беспрепятственно открывались при положении башни на 9:00, у “Ostwind*a” как башню не поверни, результат один – люки не открыть. Для решения этой проблемы пришлось передвинуть подбашенное кольцо ближе к фронтальной части надстройки шасси, а ввиду этого перемещения пришлось переместить и люк стрелка-радиста, таким образом люки стрелка-радиста и механика-водителя стали располагаться параллельно. Измененную надстройку корпуса шасси выпускали непосредственно на предприятии Ostbau-Sagan.
Несмотря на востребованность этих машин в войсках их выпуск был сравнительно небольшим. В определенном смысле “Wirbelwind” и “Ostwind” можно считать машинами обогнавшими свое время (знаменитая «Шилка» ничего не напоминает?), ведь машин подобной конструкции практически не было в то время. Жаль, что их воспринимали как «Временную меру» и не рассчитывали на масштабный выпуск (предпочтение отдавали танку ПВО “Kugelblitz” – «Шаровая молния», о нем дальше по тексту). Так же помешало их серийному выпуску и то, что линия фронта неумолимо приближалась к Германии, многие заводы были либо эвакуированы, либо разрушены бомбежками или артиллерией союзников. Вот такими и остались в памяти многих наземная угроза штурмовой авиации «Ураган» и «Восточный ветер»…
P.S. Искренне надеюсь, что когда-нибудь свое место у меня на полке займет и «Восточный ветер», но это будет уже совсем другая история.
Flakpanzer на базе Panzer III для защиты штурмовой артиллерии.
http://s61.radikal.ru/i172/1010/15/7f90d6babe4c.jpg
Так же как и танки штурмовые орудия страдали от ударов штурмовой авиации, но все Wirbelwind*ы и Ostwind*ы направлялись исключительно для защиты танков. Поэтому In 4 (Artillery Branch – Inspectorate 4) попыталось развить собственное производство Flakpanzer*ов на успешном и надежном шасси Panzer III. В связи с этим осенью 1944г Regierungsbaurat (governmental title) Becker посетил “Ostbau-Sagan” с целью исследовать производство Flakpanzer*ов и установить возможность установки башен Wirbelwind*а и Ostwind*а на шасси Panzer III. Кольцо башни Panzer III имело диаметр 1520мм, а Panzer IV 1680мм, существенное различие размеров влекло за собой проблемы при установке башен на шасси Panzer III. Becker посчитал возможным установку башен на шасси Panzer III, в то время как специалисты из “Ostbau-Sagan” сочли это невозможным. Эти разногласия привели к невозможности дальнейшего сотрудничества. Несмотря на события произошедшие в “Ostbau-Sagan” In 4 продолжили развивать их собственную идею Flakpanzer III. Sturmgeschutzschule (школа штурмовых орудий, была расположена в Бурге около Магдебурга) заказали строительство мастерских, таких же, как в “Ostbau-Sagan”, после они получили две 37мм Flak 43 и две 20 мм Flakvierling 38 вместе с башнями Wirbelwind*а и Ostwind*а, так же были получены два шасси Panzer III для тестов. В марте 1945г работы были успешно завершены и было доказано, что башню Ostwind*а можно установить на шасси Panzer III практически без изменений последнего.
К сожалению информация о дальнейшей судьбе этих машин отсутствует. Известно, что In 4 заказали 90 башен Ostwind*а для производства Flakpanzer III, строительство 18 машин этого типа было одобрено 5го марта 1945г, однако уже к 12му марта 1945г Sturmgeschutzschule сообщили о появившихся трудностях в производстве. 18го марта 1945г танковая комиссия решила отменить проект, это затрагивало даже уже одобренные к производству 18 машин. По неподтвержденным сведениям In 4 договорились о постройке этих 18ти машин, так что не ясно были они построены или нет.
Однако стоит заметить, что следующие соединения штурмовых орудий перечисляли Flakpanzer на своем вооружении:
StuG Brig. 244 Heeresgruppe B, 2 Flakpanzers
On 15th March 1945
StuG Brig. 341 Heeresgruppe B, 3 Flakpanzers
On 15th March 1945
StuG Brig. 667 OB West, 4 Flakpanzers
On 05th April 1945
Были ли это Flakpanzer III или же это были Flakpanzer IV документально не подтверждено.
30мм Flakvierling MK 103/108 auf Sfl Panzer IV “Zerstoerer 45”.
http://i076.radikal.ru/1010/ac/873d787518b6.jpg
В ноябре 1944г на заводе “Ostbau-Sagan” был создан опытный образец танка противовоздушной обороны “Zerstoerer 45” (Истребитель). Вооружен танк был счетверенной пушкой 30мм MK 103/108, выпуск которой был организован на заводе Рейнметалл-Борзиг с 1942г. На фирме Даймлер-Бенц электропневматический спуск пушки заменили на механический (обычно на немецкой бронетехнике использовался электрический спуск). Пушка устанавливалась на лафет Flakvierling 38 и имела обозначение 30мм Flakvierling 103/38. На фирме Маузер АГ в отделе “Flak E4” вели работы над установкой пушки типа 30мм MK 103 на лафет 20мм Sockelafette 30/38. Пушку 30мм Flakvierling 103/38 сначала в качестве эксперимента установили на одном из Mobelwagen*ов, а позже установили в стандартную башню Wirbelwind*а. Известно, что в декабре 1944г построили два “Zerstoerer 45”, а в 1945г еще пять. По неподтвержденным данным одна из таких машин воевала на Восточном фронте.
37мм Flakzwilling 44 auf Sfl Panzer IV “Ostwind II”.
Удалось найти фото только пушки:
http://s61.radikal.ru/i174/1010/82/b22313c9706e.jpg
http://i045.radikal.ru/1010/2b/d85808e7c5d2.jpg
http://s06.radikal.ru/i179/1010/7d/1b28edb6a0f2.jpg
Пушка в коллекции американского музея на абердинском полигоне:
http://i035.radikal.ru/1010/aa/c77c38c9f689.jpg
Пушка в коллекции музея в городе Кобленц:
http://i039.radikal.ru/1010/64/90a7a8f1f45e.jpg
Один опытный образец танка Ostwind II, вооруженный спаренной пушкой 37мм Flakzwilling 44, был построен на заводе “Ostbau-Sagan” в январе 1945г и направлен для прохождения испытаний в запасной танковый батальон в Ордруфе в Тюрингии. Спаренную пушку изготовили на фирме Gustloff Werke в Зуле. Серийный выпуск танка наладить не успели.
30мм Flakzwilling MK 303 “U-Boot Trum” (Flakpanzer IV).
В декабре 1944г на фирме Alkett в Берлине-Борзигвальде проводились испытания новой пушки 30мм Flakzwilling MK 303. Орудие изготовленное фирмой Brunner-Waffenwerke в Брюнне устанавливалось в специальной башенке, которая изначально предназначалась для установки на немецких подводных лодках. Толщина бронирования башни была до 60мм. Во время совещания Гитлера со Шпеером 25-28 января 1944г, Гитлер настаивал на использовании этого орудия для вооружения сухопутных войск. Предложили монтировать это орудие с башней на шасси выведенных из состава линейных частей танков Panzer IV (непонятно, что имелось в виду: либо практика уже используемая при постройке Wirbelwind*ов и Ostwind*ов, либо предполагалось выводить танки не требующие ремонта СПЕЦИАЛЬНО). 20 августа 1944г Шпеер доложил Гитлеру о завершении работ над пушкой 30мм МК 303 «Бюрн». Это орудие удалось одинаково приспособить для установки и на подводные лодки и на шасси танка Panzer IV. Достоверно не известно, использовалось это орудие на фронтах Второй Мировой войны или нет, известно только, что с ноября 1944г по март 1945г было изготовлено примерно 147 пушек МК 303 «Бюрн» (ноябрь 1944г – 2 пушки, декабрь 1944г – 30 пушек, январь 1945г – 45 пушек, февраль 1945г – 70 пушек).
30мм МК 103/108 auf Sfl Panzer IV “Kugelblitz” (Шаровая Молния).
Фото пушки МК 103:
http://i081.radikal.ru/1010/ad/a170c7499032.jpg
Проекции и фото башни:
http://i025.radikal.ru/1010/9b/376da0e53896.jpg
http://s61.radikal.ru/i173/1010/33/33acb6948642.jpg
http://s47.radikal.ru/i118/1010/63/08ba91ea27ab.jpg
http://s44.radikal.ru/i105/1010/80/bbe1adf5efb7.jpg
http://s52.radikal.ru/i138/1010/c4/ed53f82e0db9.jpg
Фото модели:
http://i022.radikal.ru/1010/d3/a06584f72d84.jpg
http://s05.radikal.ru/i178/1010/47/e0d14e400e4c.jpg
Рисунок:
http://s54.radikal.ru/i143/1010/7f/80491577f48b.jpg
Чертеж:
http://i079.radikal.ru/1010/cc/3cd75b4632b6.jpg
Чертеж Flakpanzer 38(t) башней от «Шаровой молнии» и дополнительным вооружением:
http://s55.radikal.ru/i149/1010/7e/c1e39409ab61.jpg
4 ноября 1944 года были опубликованы первые фотографии нового зенитного танка “Kugelblitz”. Пушка располагалась в полностью бронированной башне, которая устанавливалась на шасси танка Panzer IV. Автором проекта был инженер оберлейтенант von Glatter-Gotz. In 6 направило зенитную систему на фирму Даймлер-Бенц АГ, для дальнейшей доработки. Вооружение, устанавливаемое в башню состояло из двух модернизированных пушек 30мм МК 103. Серийный выпуск этих орудий планировали запустить на одном из заводов Рейнметалл-Борзиг АГ, расположенном в Губене. В результате модернизации у пушек была увеличена длина ствола до 2300мм (у стандартной 1610мм), это значительно улучшило баллистические характеристики, так эффективная дальность огня стала 5700 метров, а скорострельность стала 425-500 выстрелов в минуту. На заводе “Ostbau-Sagan” эту модернизированную пушку установили на лафет 20мм Feldlafette и провели первые испытания. Новое зенитное орудие получило название 30мм flak 103/38 “Jaboschreke” (Гроза Штурмовиков). На этой артсистеме было применено ленточное, а не магазинное питание, что упростило обслуживание пушки и увеличило ее практическую скорострельность. Всего было заказано 1000 таких орудий. Первоначально эти орудия устанавливали на шасси грузовых автомобилей “Steyr 1500A” из-за нехватки танковых шасси.
Вот некоторые ТТХ «Шаровой молнии»:
Экипаж состоял из трех человек,
Высота башни – 600мм,
Высота всего танка – 2300мм,
Угол возвышения орудий -70 +800,
В горизонтальной плоскости башня вращалась на 3600,
На танк устанавливался гидравлический привод, обеспечивающий скорость вращения башни до 600 в секунду,
Стереоскопический прицел защищался бронекожухом толщиной 20мм,
Боезапас 1200 снарядов.
На башне устанавливалась специальная система вентиляции, отводящая пороховые газы. Стреляные гильзы собирались в ящик, расположенный под основанием пушки.
Серийный выпуск «Шаровой молнии» планировали начать с февраля 1945г вместо «Восточного Ветра» в количестве 30 единиц в месяц. Однако из-за трудностей с материалами и общей обстановки на фронте немцы успели построить только пять прототипов. Эти машины были направлены в резервно-тренировочный батальон зенитной артиллерии (Flakpanzer Ersatz und Ausbildungsabteilung), находившийся на полигоне Ордруф в Тюрингии. Там же проводили сравнительные испытания “Ostwind II” и “Zerstorer 45”.
В ноябре 1944г Wa Pruf 6 рекомендовали усилить вооружение башни «Шаровой молнии» и приспособить ее для установки на шасси Panzer 38 (t). Фирма Даймлер-Бенц АГ построила деревянный макет башни, в которой помимо основного вооружения МК 103/38, были установлены две авиационные пушки 20мм Mauser MG 151/20. 20мм пушки предназначались для пристрелки, а 30мм пушки для ее поражения.
В конце 1944г – начале 1945г проводились работы по оснащению зенитных танков приборами ночного видения и радарными системами. Прибор ночного видения (работавший на инфракрасных лучах) предполагалось разместить рядом с местом механика-водителя. Точных данных о результате этих работ нет.
88мм Flak 36/37 на шасси Panzer IV.
Первая машина:
http://s005.radikal.ru/i210/1010/6e/23b84f0020c0.jpg
http://s003.radikal.ru/i204/1010/f5/ad5a422902a7.jpg
Вторая машина (у нее, в отличие от первой, есть даже держатель ствола сзади):
http://i056.radikal.ru/1010/4f/dde9df82f23e.jpg
Второе фото, почетче, но поменьше:
http://s57.radikal.ru/i156/1010/b1/42cc074ab1f8.jpg
А вот еще одна не менее интересная машина, скорее всего очередная вариация «Оружия Возмездия», этакое Эрзац-орудие (у меня друг вообще ее «Кракозяброй» обозвал, ну нет в человеке чувства прекрасного!). Оба экземпляра были сфотографированы на аэродроме Pilsen. Представляют собой знаменитую «Ахт-Ахт» (88мм Flak 36/37), установленную на не менее знаменитое шасси «Рабочей лошади Панцерваффе» (Panzer IV). Информации о ней вообще нет, кроме, разумеется, этих фотографий. Рискну предположить, что созданы они были для быстрой переброски 88мм орудий ПВО из одного района в другой, чтоб не тратить время на присоединение подкатных тележек, а потом не раскладывать в боевое положение теряя драгоценное время (хотя английские историки считают, что по крайней мере одно из них использовалось в качестве тяжелого противотанкового самоходного орудия. На это указывает литера «S» в прямоугольнике со стрелкой сверху, нанесенная на правый передний закрылок). Остается непонятным способ закрепления «тумбы» самой пушки на шасси, да и стрельба из 88мм пушки для такого шасси не оставалась незамеченной, рессоры на тележках летели, наверное, катастрофически быстро, и танк терял способность к быстрой переброске, если не к движению вообще… Но это всего лишь из области моих догадок.
Опытный зенитный танк 2сm Flakvierling auf. Farhgestell T 34.
Фото:
http://s50.radikal.ru/i130/1010/cb/f0dcea185018.jpg
http://i081.radikal.ru/1010/9d/251b50a13560.jpg
http://i054.radikal.ru/1010/c3/1c259d0b4dc5.jpg
http://s13.radikal.ru/i186/1010/99/98c654962e34.jpg
Не могу не упомянуть еще одну интересную машину, скорее всего прародительницу всей этой дружной братии Flakpanzer*ов. Где создали эту уникальную машину точных сведений нет, однако известно, что воевала она в составе 653-его тяжёлого батальона истребителей танков (по некоторым данным была приписана к командному взводу этого подразделения). Неизвестно как немцы модернизировали шасси под установку 20мм счетверенной зенитки, непонятно вращалась ли башня и непонятно куда она делась потом… Тут тоже одни загадки.
Использованная литература:
Nuts & Bolts vol.13 Flakpanzer IV Wirbelwind (Sd. Kfz. 161/4) & Ostwind Detlev Terlisten;
Allied-Axis issue 1;
Panzerwrecks X;
Panzer IV & its variants Walter j. Spilberger;
Самоходная артиллерия вермахта Михаил Свирин;
Средний танк Panzer IV Михаил Барятинский;
Энциклопедия немецких танков Второй Мировой войны;
Информация общедоступной сети Интнрнет.
Понимаю, что мой перевод не везде точен, да и дагадки не все верны (все-таки не все я сумел перевести), так что если Вам что-нибудь известно помимо вышесказанного или можете внести поправки, буду рад.
Далее речь пойдет о сборке машины.
И Вам здравствуйте, Cuprenum, буду продолжать по мере возможности.
Как и во многих областях военных технологий Германия была лидером в разработке и производстве танков ПВО (далее Flakpanzer). Сначала Flakpanzer*ы строили на уже существующих шасси (использовались тяжелые вездеходы (к примеру Horch 1a или Steyr 1500), грузовики (известный Opel Blitz, Mercedes, Bussing-NAG), полугусеничные транспортеры (такие как Sd. Kfz. 7, 8, 10), и шасси танков (Panzer I, 38(t), а позднее даже Panzer V «Panther», но это единичный случай полевой конверсии из БРЭМ)). Когда шасси легких танков Panzer I (Flakpanzer I строились на шасси Panzer IA, изготовлено их было мало, ими был укомплектован всего один батальон, состоящий из 3-х батарей по 6-7 танков в каждом. Перетяжеленность машины сказалась на ее маневренности, тем более проходимость в условиях бездорожья оставляла желать лучшего. Последние Flakpanzer I были потеряны зимой 1942-43гг. под городом Калачом в Сталинградском котле.) и Panzer II уже не выпускались и были технически устаревшими, а шасси Panzer III требовались для постройки штурмовых орудий StuG III, тогда обратили внимание на шасси Panzer IV и Panzer V Panther. В достаточном количестве выпускалось шасси Panzer IV (тем более оно было технически надежней шасси «Пантеры», как известно этот «Трудный ребенок» до конца производства так и не избавился от проблем с топливной системой), поэтому остановились на нем.
В 1944г. Flak/E4 смогли показать первые разработки. Орудие Flakvierling 38 (счетверенная зенитка 20мм) установили сверху на шасси Panzer IV, орудие и расчет защищали 4 откидных бронелиста 2х12мм. Во время производства, начиная с 46й машины (в некоторых изданиях говорится, что всего лишь прототип был вооружен пушкой Flakvierling 38 ), Flakvierling 38 заменили на 37мм Flak 43, а толщину откидных бронелистов довели до 25мм. В боевом положении бронелисты откидывались для обеспечения кругового огня орудия. Недостаток данной машины заключался в том, что на откидывание бронелистов уходило некоторое время даже у экипажа из 5 человек, кроме того в боевом положении (с откинутыми бронелистами) экипаж орудия защищал только бронещит самого орудия, так же из-за размещения орудия сверху почти стандартного шасси Panzer IV у машины была значительная высота. За характерную внешность машина получила прозвище «Мебельный фургон» (Mobelwagen). Всего было построено 240 машин этого типа компанией Deutche Eisenwerke AG на шасси Panzer IV поставленных фирмой Krupp-Gruson.
В середине 1944г. задумались о дальнейшем развитии самоходных средств ПВО. Генерал-инспектор танковых войск Гудериан дал заказ Panzertruppen/In 6 на разработку нового Flakpanzer*а.
Основанные на обстоятельствах и возможностях того времени, In 6 были предъявлены следующие требования:
1. Вращающаяся, полностью бронированная башня с расчетом 3 или 4 человека;
2. Эффективная дальность стрельбы 2000м против всех видов целей;
3. Вооружение не менее чем 2 пушки (сдвоенное орудие);
4. Достаточный боезапас для самостоятельного действия;
5. Высота ниже 3х метров;
6. Радиосвязь;
7. Башня простой формы, открытая сверху (для эффективного отвода пороховых газов пушек) дающая свободный обзор командиру и стрелку. Достаточное количество места для расчета орудия;
8. Габариты, удовлетворяющие погрузке на основные железнодорожные вагоны;
9. Простое бронирование для снижения веса танка.
Интересно, что параллельно вышесказанному, но без любой связи с тем, что случилось в Берлине (заказ Гудериана на разработку нового Flakpanzer*a) была построена боевая машина удовлетворяющая практически всем требованиям описанным выше. Так в начале 1944г командир 12 ТД СС «Гитлерюгенд», приказал, чтобы в его ремонтной роте поставили Flakvierling 38 на шасси Panzer IV, для этого у него было разрешение его начальника, Карла Гейнца Принца, командующего II танковым корпусом СС. С танка Panzer IV была снята башня и в центре подбашенного погона установлена Flakvierling 38, ради установки ее лафет заменили и убрали щит, впоследствии машина получила башню (ее, кстати, за характерную форму прозвали «Кексдозе»), похожую на те, что ставились на Wirbelwind*ы, но более примитивную. Главное требование In 6 было выполнено с постройкой башни для этой машины.
После того, как Гудериан дал In 6 во главе с Generalmajor Dipl. Ing. E. Bolbrinker задание на разработку Flakpanzer*а, было решено поручить это молодым специалистам, имеющим высокие шансы на успех. Он подбирает группу во главе с оберлейтенантом J. von Glatter-Gotz и посылает за лейтенантом Hans Christoph Count von Seherr-Thoss во Францию во II/SS-Panzer Regiment 12 of 12 SS-Panzer Division “Hitlerjugend”. Лейтенант von Seherr-Thoss с 1го февраля 1942г служил в Panzer Regiment 31 на Восточном Фронте, выполняя тыловое обеспечение. В мае 1943г был переведен в OKH/AHA/In 6 и принимал участие в разработке руководств D 65/27 “Tigerfibel” и D 655/27 “Pantherfibel”.
Во Франции 27 апреля 1944г лейтенант von Seherr-Thoss осмотрел один из построенных танков ПВО и предложил In 6 использовать для постройки Wirbelwind*ов подлежащие восстановлению шасси пришедших с фронта на ремонт танков (т.к. из-за быстрого продвижения фронтов к Германии и растущие потери не позволяли промышленности Германии обеспечить их новыми шасси). Предложение было принято. Опытный образец был построен Krupp-Druckenmuller GmbH Berlin Mariendorf (ремонтные мастерские танков Panzer IV). В конце мая 1944г он был продемонстрирован Гудериану и членам HWA/Wa Pruf 6 на полигоне в Куммерсдорфе. После демонстрации Alkett показали проект танка ПВО на шасси Panzer IV вооруженным пушкой Flakzwilling 43 (37мм), а Daimler-Benz/V Glatter-Gotz показали чертежи и рисунки 30мм “Flakpanzer Kugelblitz” («Шаровая Молния»).
Гудериан был так впечатлен демонстрацией Wirbelwind*а, что сразу же спросил сколько машин подобного типа он мог бы получить и в какие сроки. Ему ответили, что демонстрация была своего рода преддверием перед началом производства. Данная демонстрация была важным шагом в развитии танков ПВО, когда Гитлер (который был не очень-то доволен Mobelwagen*ами) увидел фото этого опытного образца он сразу дал согласие на переоборудование танков возвратившихся на ремонт в Wirbelwind*ы, а позднее и Ostwind*ы.
8го июня 1944г Oberst Mildebrath (In 6/III Panzer) заказал мастерские для предприятия “Ostbau-Sagan”, в Загане (Силезия). Их задача состояла в сборке Wirbelwind*ов. Так предприятие “Ostbau-Sagan” получило заказ на постройку 80 Wirbelwind*ов.
Рабочие предприятия были набраны в основном из батальонов запаса танковых частей, штат насчитывал около 80 человек.
Уже в июле 1944г первые 17 серийных машин были собраны. “Ostbau-Sagan” получала отдельно Flakvierling 38 от “Ostmark-Werke”, дочерней компании Herman Goring-Werke. Башни поставлял завод “Famo” из Бреслау. “Ostbau-Sagan” оставалось лишь собрать машины, оснастить радио и мелкими частями оборудования.
В декабре 1944г был построен 100й Wirbelwind и еще 100 были заказаны. В январе 1945г из-за приближения войск союзников было принято решение о переводе “Ostbau-Sagan” в Teplitz-Schonau в Чехии. После создания там их новых мастерских в феврале 1945г по неподтвержденным данным они создали еще 5 Wirbelwind*ов, и согласно записям графа von Seherr-Thoss ими было так же поставлено следующее оборудование:
• Flakpanzer “Ostwind”;
• 50 пушек “Jaboschrek” 30mm Flak 103/38 (Гроза штурмовиков) на автомобилях Steyr 2000A;
• 1145 Panther Hotchsitze (поднятое сидение для водителей танков «Пантера», т.к. в лобовой бронеплите удалили откидную створку смотрового прибора механика-водителя);
Так же были завершены следующие опытные образцы:
• «Zerstorer 45» приемник “Wirbelwind*а вооруженный 30ти мм счетверенной пушкой;
• 37 мм Flakzwilling 44 для Ostwind II (только башня);
• Монтажные крепления для пулеметов MG на крыши колесной техники.
Технические данные Wirbelwind*а.
Все построенные Wirbelwind*ы использовали шасси танков пришедших с фронта на ремонт. Новые шасси с заводов не поставляли, т.к. они использовались для постройки танков, штурмовых орудий и Jagdpanzer*ов. Большинство Wirbelwind*ов было построено на шасси Panzer IV Ausf G или Ausf H, так же имеется фото по крайней мере одного Wirbelwind*а на шасси Panzer IV Ausf J.
Изменения, внесенные в конструкцию шасси линейного танка:
1. Ручной топливный насос перенесен ближе к месту механика-водителя;
2. Смонтированы полики поверх топливных баков;
3. Установлена перегородка, отделяющая механика-водителя от стеллажей с боезапасом;
4. Внутри корпуса установлены две двутавровые балки LNP 10 2200мм длиной, служащие опорой основания крепления пушки 800Х800Х10мм с механизмом захвата и отверстиями для крепления орудия.
5. Открытое пространство подбашенного погона для монтажа пушки и башни;
6. В задней части корпуса танка справа и слева по бортам установлены два короба для запасных стволов и инструментов для их замены и обслуживания;
Изменения орудия Flakvierling 38:
1. Удалена коробка дефлектора;
2. Изменен лафет и удалены места заряжающих;
3. Вместо ящика с АБ установлен ящик очистки (?). Возможно перевел неправильно, поэтому привожу оригинальный текст: «A cleaning box instead of the battery box»;
4. A cut housing for the spring equilibrator (я так понял что удалили компенсатор отдачи);
5. A circled opening in the closing of the traverse to incorporate the collector ring (перевести не смог, смысла не понял).
В башне танка свободно размещался экипаж из 3х человек (наводчик и два заряжающих) и само орудие, а так же две стойки для хранения магазинов к Flakvierling 38 по 8 магазинов в каждой стойке. Башня не имела двигателя и вращалась с помощью Flakvierling 38 со скоростью 270 в секунду (однако стоит упомянуть, что DLV разработала гидравлическую трансмиссию, при помощи которой вращение осуществлялось со скоростью 600 в секунду. Но испытывалась только на одном опытном образце и на серийных танках установлена не была). Боковые стенки башни были изготовлены из 16мм бронепластин и сварены между собой, основание башни изготавливалось из 30мм бронелиста. Высота башни составляла 1050мм, полная высота Wirbelwind*а – 2760мм, на 300мм ниже чем Mobelwagen. Боезапас танка (находился внутри корпуса танка) составлял 3200 снарядов для Flakvierling 38, 1350 снарядов для курсового пулемета MG 34 и 192 снаряда для личного оружия экипажа (как правило пистолет-пулемет MP 40 и пистолеты P 08 Люггер либо P 38 Вальтер). На танке были установлены приемо-передающие устройства FU2 и FU5. Вместимость топливных баков 470 литров. Двигатели Maybach HL 120 TRM (TRM 112) в зависимости от шасси танка.
Во время производства WA PRUF 6 предложило внести следующие изменения в конструкцию танка:
1. Два держателя брезента (по одному с каждой стороны башни);
http://i072.radikal.ru/1010/cc/25133ac76395.jpg
2. Три откидных бронепластины для защиты наводчика;
http://s60.radikal.ru/i167/1010/c7/4e281059013a.jpg
3. Установить щиток прицела Flakvierling 38, как описано в L. DV. T 1001/2;
http://s46.radikal.ru/i113/1010/ec/088b805d8f1c.jpg
4. Установить защиту фронта башни в области стволов пушки.
Данные изменения так и не были внесены в конструкцию танка.
Главная задача Wirbelwind*а состояла в защите танков (и других технических средств) своей дивизии от штурмовиков противника. Самый успешный способ атаки заключался в том, чтобы выстраивать на пути атакующего самолета стену огня (это позволяла скорострельная 20мм счетверенная пушка с темпом огня 800 выстрелов в минуту), что не позволило бы пилоту избежать попаданий в самолет. Впоследствии Flakpanzer*ы стали первоочередными целями штурмовиков союзников.
Wirbelwind, Mobelwagen и Ostwind были приданы взводам ПВО (Panzer-Fla-Zuge) бронетанковых дивизий. Приказом KStN №1196 было определено, что с 1го апреля 1944г каждая бронетанковая дивизия должна была получить в свое распоряжение 8 Mobelwagen*ов, разделенных на две группы по 4 машины в каждой. Когда начали серийный выпуск Wirbelwind*ов этот приказ изменили на KStN №1196а, таким образом вместо 8 Mobelwagen*ов каждая бронетанковая дивизия получала 4 Mobelwagen*а и 4 Wirbelwind*а, вариант KStN №1196в подразумевал получение 8 Wirbelwind*ов, а вариант KStN №1196с – 8 Mobelwagen*ов. Последнее изменение было внесено 1го апреля 1945г и имело обозначение KStN №1192, оно подразумевало получение 8 Flakpanzer*ов (с 37мм пушками) и 3 Sd. Kfz. 7/1.
Так, согласно этим распоряжениям все выпущенные Wirbelwind*ы были распределены по следующим соединениям:
Panzer Regiment 3, 2 Panzer Division (Western Front) – 4 машины;
Panzer Regiment 33, 9 Panzer Division (Western Front) – 4 машины;
Panzer Regiment 15, 11 Panzer Division (Western Front) – 4 машины;
II Abteilung/ Panzer Regiment 39, 17 Panzer Division (Eastern Front) – 3 машины;
Sturm Pz. Kpfw. Abteilung 217 (Western Front) – 2 машины;
Panzerjager Abteilung 519 (Western Front) – 4 машины;
Panzerjager Abteilung 559 (Western Front) – 4 машины;
Panzerjager Abteilung 560 (Western Front, Ardennes, then Eastern Front, Hungary) – 4 машины;
Panzerjager Abteilung 653 (Eastern Front) – 4 машины;
Panzerjager Abteilung 654 (Western Front) – 4 + 3отремонтированные машины;
Panzerjager Abteilung 655 (Likely 1 company Hungary, 2 companies Western Front) – 4 машины;
s. Pz. Abteilung 503 (Eastern Front) – 4 машины;
s. Pz. Abteilung 506 (Western Front) – 4 машины;
s. Pz. Abteilung 509 (Eastern Front) – 4 машины;
SS-Panzer Regiment 1, 1 SS-Panzer Division “LSSAH” (Western Front until Jan. 45, then Eastern Front) – 4 машины;
SS-Panzer Regiment 2, 2 SS-Panzer Division “Das Reich” (Western Front until Jan. 45, then Eastern Front) – 4 машины;
SS-Panzer Regiment 12, 12 SS-Panzer Division “Hitlerjugend” (Western Front until Dec. 44, then Eastern Front) – 4 машины;
SS-Pz. Kpfw. Abteilung 17, 17 SS-Panzergrenadier Division “Gotz von Berlichingen” (Western Front) – 4 машины;
s. Pz. Abteilung 501 (Western Front until Feb. 45, then Eastern Front) – 4 машины;
s. Pz. Abteilung 503 (Eastern Front) – 4 машины.
18 машин не включенных в этот список скорее всего были приписаны к Panzer-Ersatz-Abteilungen (тренировочный батальон восстановленных танков) и использовались для обучения на тренировочных полигонах. По воспоминаниям графа von Seherr-Thoss на учебном полигоне в Ohrdruf*е, под командованием гауптмана Udo Klausa были три взвода, в каждом по 5 Wirbelwind*ов и 5 Ostwind*ов, а так же по всей вероятности Flakpanzer IV “Kugelblitz”.
Далее опишу еще несколько интересных на мой взгляд образцов, кому-нибудь может пригодится, а кому не надо, тот пролистнет мимо.
Flakpanzer IV Ostwind.
http://s005.radikal.ru/i211/1001/be/4bf9e7cae610.jpg
http://i059.radikal.ru/1010/5a/f8c77736beeb.jpg
Flakpanzer IV “Ostwind” является одной из тех машин, информации о которых не так уж много, ни чертежей, ни более или менее внятного описания компоновки, ни деревянных макетов. Так же точно не известно сколько было построено машин данного типа (информация колеблется от 7 до 44 экземпляров, граф von Seherr-Thoss вспоминает о 40 построенных машинах). Однако, несмотря на отсутствие информации можно предположить, что “Ostwind” имеет общие черты с “Wirbelwind*ом”, т.к. машины развивались параллельно и имеют схожие черты.
Уже во время разработки “Wirbelwind*а” стали задумываться о вооружении Flakpanzer*ов орудием калибра 37мм, т.к. оно имело ряд преимуществ (таких как лучшая досягаемость по высоте и большая убойная сила снаряда) по сравнению с 20мм счетверенной зениткой, хотя и проигрывало ей в темпе ведения огня. БОльшая мощность 37мм снаряда позволяла более эффективно бороться с советскими штурмовиками типа ИЛ 2 и ИЛ 10, эти самолеты имели частичное бронирование, и иногда даже счетверенная зенитка была не в состоянии с ними справиться. Так же “Ostwind” мог успешно бороться с легкой бронетехникой и некоторыми средними танками союзников, тогда как “Wirbelwind” мог успешно применяться против пехоты противника, небронированных и легко бронированных целей.
Сначала на “Ostwind*е” хотели использовать ту же башню что и на “Wirbelwind*e”, однако орудие 37мм Flak 43 имело несколько большие габариты по сравнению с Flakvierling 38, поэтому было решено разработать совершенно новую башню специально под это орудие. Башня “Ostwind*а” в отличие от “Wirbelwind*а” была сварена из 12ти бронелистов, первая башня была изготовлена в то время, как уже 5й “Wirbelwind” покинул сборочный цех.
Сравнительные огневые испытания башни «Ostwind*a” и “Wirbelwind*а” прошли в июле 1944г в местечке под названием Kuhlundgsborn. А уже в августе 1944г Гудериан, через In 6 дал заказ на постройку 100 “Ostwind*ов”. Башни производила фирма Rohrenwerke, а шасси выпускались фирмой Krupp-Grusonwerk (хотя, возможно, “Ostwind*ы” как и “Wirbelwind*ы” строились на шасси машин вернувшихся с фронтов на ремонт). 20го сентября 1944г. опытный образец построили и сразу же забрали на Западный фронт (по неподтвержденным сведениям он принимал участие в Арденнском наступлении в составе дивизии LSSAH), а 23го сентября он уже принимал участие в боевых действиях о чем Deutche Eisenwerke отправило телеграмму в Ostbau-Sagan.
Но несмотря на успешное крещение огнем из-за нехватки танковых шасси и переезда Ostbau Sagan в январе 1945г в Teplitz-Schonau к массовому выпуску “Ostwind*ов” так и не приступили.
Описание конструкции.
К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одной из этих машин (все они были отправлены на фронт и были там либо подбиты либо полностью уничтожены).
Башня “Ostwind*a” в отличие от “Wirbelwind*a” была независимой единицей, а это означало существенное упрощение в производстве, т.к. не требовало изменений в конструкции шасси танка. Основание под орудие состояло из двух горизонтальных балок заглубленных в основание башни и установленной на них платформой. Как и у “Wirbelwind*a” башня “Ostwind*a” приводилась во вращение при помощи механизма вращения самой пушки. Таким образом, вращение маховика разворота пушки через систему приводило во вращение и башню танка.
Орудие, как и на “Wirbelwind*е”, тоже подверглось изменениям. Нижний лафет, корзину для улавливания стреляных гильз и щит орудия удалили из-за недостатка места в башне. Поскольку удалили щит, педали спуска пришлось устанавливать на правой балке основания пушки.
Во время производства внесли два видимых на фото серийного танка (фотография сделана в конце войны в Nove-Benatky, в 30км от Teplitz-Schonau) изменения: первое отличие от прототипа заключалось в «ломаной» бронировке нижних лобовых бронелистов башни. Это нововведение позволяло лучше защитить погон с основанием башни и крышу надстройки шасси от рикошетирования снарядов малого калибра и осколков. Из-за бОльших размеров Flak 43 по сравнению с Flak 38 + пространство для боезапаса слева от пушки и места для обслуживающего персонала башня “Ostwind*a” была более широкой чем у “Wirbelwind*a”. Это привело к проблемам при открытии люков доступа к двигателю, в то время как у “Wirbelwind*a” люки беспрепятственно открывались при положении башни на 9:00, у “Ostwind*a” как башню не поверни, результат один – люки не открыть. Для решения этой проблемы пришлось передвинуть подбашенное кольцо ближе к фронтальной части надстройки шасси, а ввиду этого перемещения пришлось переместить и люк стрелка-радиста, таким образом люки стрелка-радиста и механика-водителя стали располагаться параллельно. Измененную надстройку корпуса шасси выпускали непосредственно на предприятии Ostbau-Sagan.
Несмотря на востребованность этих машин в войсках их выпуск был сравнительно небольшим. В определенном смысле “Wirbelwind” и “Ostwind” можно считать машинами обогнавшими свое время (знаменитая «Шилка» ничего не напоминает?), ведь машин подобной конструкции практически не было в то время. Жаль, что их воспринимали как «Временную меру» и не рассчитывали на масштабный выпуск (предпочтение отдавали танку ПВО “Kugelblitz” – «Шаровая молния», о нем дальше по тексту). Так же помешало их серийному выпуску и то, что линия фронта неумолимо приближалась к Германии, многие заводы были либо эвакуированы, либо разрушены бомбежками или артиллерией союзников. Вот такими и остались в памяти многих наземная угроза штурмовой авиации «Ураган» и «Восточный ветер»…
P.S. Искренне надеюсь, что когда-нибудь свое место у меня на полке займет и «Восточный ветер», но это будет уже совсем другая история.
Flakpanzer на базе Panzer III для защиты штурмовой артиллерии.
http://s61.radikal.ru/i172/1010/15/7f90d6babe4c.jpg
Так же как и танки штурмовые орудия страдали от ударов штурмовой авиации, но все Wirbelwind*ы и Ostwind*ы направлялись исключительно для защиты танков. Поэтому In 4 (Artillery Branch – Inspectorate 4) попыталось развить собственное производство Flakpanzer*ов на успешном и надежном шасси Panzer III. В связи с этим осенью 1944г Regierungsbaurat (governmental title) Becker посетил “Ostbau-Sagan” с целью исследовать производство Flakpanzer*ов и установить возможность установки башен Wirbelwind*а и Ostwind*а на шасси Panzer III. Кольцо башни Panzer III имело диаметр 1520мм, а Panzer IV 1680мм, существенное различие размеров влекло за собой проблемы при установке башен на шасси Panzer III. Becker посчитал возможным установку башен на шасси Panzer III, в то время как специалисты из “Ostbau-Sagan” сочли это невозможным. Эти разногласия привели к невозможности дальнейшего сотрудничества. Несмотря на события произошедшие в “Ostbau-Sagan” In 4 продолжили развивать их собственную идею Flakpanzer III. Sturmgeschutzschule (школа штурмовых орудий, была расположена в Бурге около Магдебурга) заказали строительство мастерских, таких же, как в “Ostbau-Sagan”, после они получили две 37мм Flak 43 и две 20 мм Flakvierling 38 вместе с башнями Wirbelwind*а и Ostwind*а, так же были получены два шасси Panzer III для тестов. В марте 1945г работы были успешно завершены и было доказано, что башню Ostwind*а можно установить на шасси Panzer III практически без изменений последнего.
К сожалению информация о дальнейшей судьбе этих машин отсутствует. Известно, что In 4 заказали 90 башен Ostwind*а для производства Flakpanzer III, строительство 18 машин этого типа было одобрено 5го марта 1945г, однако уже к 12му марта 1945г Sturmgeschutzschule сообщили о появившихся трудностях в производстве. 18го марта 1945г танковая комиссия решила отменить проект, это затрагивало даже уже одобренные к производству 18 машин. По неподтвержденным сведениям In 4 договорились о постройке этих 18ти машин, так что не ясно были они построены или нет.
Однако стоит заметить, что следующие соединения штурмовых орудий перечисляли Flakpanzer на своем вооружении:
StuG Brig. 244 Heeresgruppe B, 2 Flakpanzers
On 15th March 1945
StuG Brig. 341 Heeresgruppe B, 3 Flakpanzers
On 15th March 1945
StuG Brig. 667 OB West, 4 Flakpanzers
On 05th April 1945
Были ли это Flakpanzer III или же это были Flakpanzer IV документально не подтверждено.
30мм Flakvierling MK 103/108 auf Sfl Panzer IV “Zerstoerer 45”.
http://i076.radikal.ru/1010/ac/873d787518b6.jpg
В ноябре 1944г на заводе “Ostbau-Sagan” был создан опытный образец танка противовоздушной обороны “Zerstoerer 45” (Истребитель). Вооружен танк был счетверенной пушкой 30мм MK 103/108, выпуск которой был организован на заводе Рейнметалл-Борзиг с 1942г. На фирме Даймлер-Бенц электропневматический спуск пушки заменили на механический (обычно на немецкой бронетехнике использовался электрический спуск). Пушка устанавливалась на лафет Flakvierling 38 и имела обозначение 30мм Flakvierling 103/38. На фирме Маузер АГ в отделе “Flak E4” вели работы над установкой пушки типа 30мм MK 103 на лафет 20мм Sockelafette 30/38. Пушку 30мм Flakvierling 103/38 сначала в качестве эксперимента установили на одном из Mobelwagen*ов, а позже установили в стандартную башню Wirbelwind*а. Известно, что в декабре 1944г построили два “Zerstoerer 45”, а в 1945г еще пять. По неподтвержденным данным одна из таких машин воевала на Восточном фронте.
37мм Flakzwilling 44 auf Sfl Panzer IV “Ostwind II”.
Удалось найти фото только пушки:
http://s61.radikal.ru/i174/1010/82/b22313c9706e.jpg
http://i045.radikal.ru/1010/2b/d85808e7c5d2.jpg
http://s06.radikal.ru/i179/1010/7d/1b28edb6a0f2.jpg
Пушка в коллекции американского музея на абердинском полигоне:
http://i035.radikal.ru/1010/aa/c77c38c9f689.jpg
Пушка в коллекции музея в городе Кобленц:
http://i039.radikal.ru/1010/64/90a7a8f1f45e.jpg
Один опытный образец танка Ostwind II, вооруженный спаренной пушкой 37мм Flakzwilling 44, был построен на заводе “Ostbau-Sagan” в январе 1945г и направлен для прохождения испытаний в запасной танковый батальон в Ордруфе в Тюрингии. Спаренную пушку изготовили на фирме Gustloff Werke в Зуле. Серийный выпуск танка наладить не успели.
30мм Flakzwilling MK 303 “U-Boot Trum” (Flakpanzer IV).
В декабре 1944г на фирме Alkett в Берлине-Борзигвальде проводились испытания новой пушки 30мм Flakzwilling MK 303. Орудие изготовленное фирмой Brunner-Waffenwerke в Брюнне устанавливалось в специальной башенке, которая изначально предназначалась для установки на немецких подводных лодках. Толщина бронирования башни была до 60мм. Во время совещания Гитлера со Шпеером 25-28 января 1944г, Гитлер настаивал на использовании этого орудия для вооружения сухопутных войск. Предложили монтировать это орудие с башней на шасси выведенных из состава линейных частей танков Panzer IV (непонятно, что имелось в виду: либо практика уже используемая при постройке Wirbelwind*ов и Ostwind*ов, либо предполагалось выводить танки не требующие ремонта СПЕЦИАЛЬНО). 20 августа 1944г Шпеер доложил Гитлеру о завершении работ над пушкой 30мм МК 303 «Бюрн». Это орудие удалось одинаково приспособить для установки и на подводные лодки и на шасси танка Panzer IV. Достоверно не известно, использовалось это орудие на фронтах Второй Мировой войны или нет, известно только, что с ноября 1944г по март 1945г было изготовлено примерно 147 пушек МК 303 «Бюрн» (ноябрь 1944г – 2 пушки, декабрь 1944г – 30 пушек, январь 1945г – 45 пушек, февраль 1945г – 70 пушек).
30мм МК 103/108 auf Sfl Panzer IV “Kugelblitz” (Шаровая Молния).
Фото пушки МК 103:
http://i081.radikal.ru/1010/ad/a170c7499032.jpg
Проекции и фото башни:
http://i025.radikal.ru/1010/9b/376da0e53896.jpg
http://s61.radikal.ru/i173/1010/33/33acb6948642.jpg
http://s47.radikal.ru/i118/1010/63/08ba91ea27ab.jpg
http://s44.radikal.ru/i105/1010/80/bbe1adf5efb7.jpg
http://s52.radikal.ru/i138/1010/c4/ed53f82e0db9.jpg
Фото модели:
http://i022.radikal.ru/1010/d3/a06584f72d84.jpg
http://s05.radikal.ru/i178/1010/47/e0d14e400e4c.jpg
Рисунок:
http://s54.radikal.ru/i143/1010/7f/80491577f48b.jpg
Чертеж:
http://i079.radikal.ru/1010/cc/3cd75b4632b6.jpg
Чертеж Flakpanzer 38(t) башней от «Шаровой молнии» и дополнительным вооружением:
http://s55.radikal.ru/i149/1010/7e/c1e39409ab61.jpg
4 ноября 1944 года были опубликованы первые фотографии нового зенитного танка “Kugelblitz”. Пушка располагалась в полностью бронированной башне, которая устанавливалась на шасси танка Panzer IV. Автором проекта был инженер оберлейтенант von Glatter-Gotz. In 6 направило зенитную систему на фирму Даймлер-Бенц АГ, для дальнейшей доработки. Вооружение, устанавливаемое в башню состояло из двух модернизированных пушек 30мм МК 103. Серийный выпуск этих орудий планировали запустить на одном из заводов Рейнметалл-Борзиг АГ, расположенном в Губене. В результате модернизации у пушек была увеличена длина ствола до 2300мм (у стандартной 1610мм), это значительно улучшило баллистические характеристики, так эффективная дальность огня стала 5700 метров, а скорострельность стала 425-500 выстрелов в минуту. На заводе “Ostbau-Sagan” эту модернизированную пушку установили на лафет 20мм Feldlafette и провели первые испытания. Новое зенитное орудие получило название 30мм flak 103/38 “Jaboschreke” (Гроза Штурмовиков). На этой артсистеме было применено ленточное, а не магазинное питание, что упростило обслуживание пушки и увеличило ее практическую скорострельность. Всего было заказано 1000 таких орудий. Первоначально эти орудия устанавливали на шасси грузовых автомобилей “Steyr 1500A” из-за нехватки танковых шасси.
Вот некоторые ТТХ «Шаровой молнии»:
Экипаж состоял из трех человек,
Высота башни – 600мм,
Высота всего танка – 2300мм,
Угол возвышения орудий -70 +800,
В горизонтальной плоскости башня вращалась на 3600,
На танк устанавливался гидравлический привод, обеспечивающий скорость вращения башни до 600 в секунду,
Стереоскопический прицел защищался бронекожухом толщиной 20мм,
Боезапас 1200 снарядов.
На башне устанавливалась специальная система вентиляции, отводящая пороховые газы. Стреляные гильзы собирались в ящик, расположенный под основанием пушки.
Серийный выпуск «Шаровой молнии» планировали начать с февраля 1945г вместо «Восточного Ветра» в количестве 30 единиц в месяц. Однако из-за трудностей с материалами и общей обстановки на фронте немцы успели построить только пять прототипов. Эти машины были направлены в резервно-тренировочный батальон зенитной артиллерии (Flakpanzer Ersatz und Ausbildungsabteilung), находившийся на полигоне Ордруф в Тюрингии. Там же проводили сравнительные испытания “Ostwind II” и “Zerstorer 45”.
В ноябре 1944г Wa Pruf 6 рекомендовали усилить вооружение башни «Шаровой молнии» и приспособить ее для установки на шасси Panzer 38 (t). Фирма Даймлер-Бенц АГ построила деревянный макет башни, в которой помимо основного вооружения МК 103/38, были установлены две авиационные пушки 20мм Mauser MG 151/20. 20мм пушки предназначались для пристрелки, а 30мм пушки для ее поражения.
В конце 1944г – начале 1945г проводились работы по оснащению зенитных танков приборами ночного видения и радарными системами. Прибор ночного видения (работавший на инфракрасных лучах) предполагалось разместить рядом с местом механика-водителя. Точных данных о результате этих работ нет.
88мм Flak 36/37 на шасси Panzer IV.
Первая машина:
http://s005.radikal.ru/i210/1010/6e/23b84f0020c0.jpg
http://s003.radikal.ru/i204/1010/f5/ad5a422902a7.jpg
Вторая машина (у нее, в отличие от первой, есть даже держатель ствола сзади):
http://i056.radikal.ru/1010/4f/dde9df82f23e.jpg
Второе фото, почетче, но поменьше:
http://s57.radikal.ru/i156/1010/b1/42cc074ab1f8.jpg
А вот еще одна не менее интересная машина, скорее всего очередная вариация «Оружия Возмездия», этакое Эрзац-орудие (у меня друг вообще ее «Кракозяброй» обозвал, ну нет в человеке чувства прекрасного!). Оба экземпляра были сфотографированы на аэродроме Pilsen. Представляют собой знаменитую «Ахт-Ахт» (88мм Flak 36/37), установленную на не менее знаменитое шасси «Рабочей лошади Панцерваффе» (Panzer IV). Информации о ней вообще нет, кроме, разумеется, этих фотографий. Рискну предположить, что созданы они были для быстрой переброски 88мм орудий ПВО из одного района в другой, чтоб не тратить время на присоединение подкатных тележек, а потом не раскладывать в боевое положение теряя драгоценное время (хотя английские историки считают, что по крайней мере одно из них использовалось в качестве тяжелого противотанкового самоходного орудия. На это указывает литера «S» в прямоугольнике со стрелкой сверху, нанесенная на правый передний закрылок). Остается непонятным способ закрепления «тумбы» самой пушки на шасси, да и стрельба из 88мм пушки для такого шасси не оставалась незамеченной, рессоры на тележках летели, наверное, катастрофически быстро, и танк терял способность к быстрой переброске, если не к движению вообще… Но это всего лишь из области моих догадок.
Опытный зенитный танк 2сm Flakvierling auf. Farhgestell T 34.
Фото:
http://s50.radikal.ru/i130/1010/cb/f0dcea185018.jpg
http://i081.radikal.ru/1010/9d/251b50a13560.jpg
http://i054.radikal.ru/1010/c3/1c259d0b4dc5.jpg
http://s13.radikal.ru/i186/1010/99/98c654962e34.jpg
Не могу не упомянуть еще одну интересную машину, скорее всего прародительницу всей этой дружной братии Flakpanzer*ов. Где создали эту уникальную машину точных сведений нет, однако известно, что воевала она в составе 653-его тяжёлого батальона истребителей танков (по некоторым данным была приписана к командному взводу этого подразделения). Неизвестно как немцы модернизировали шасси под установку 20мм счетверенной зенитки, непонятно вращалась ли башня и непонятно куда она делась потом… Тут тоже одни загадки.
Использованная литература:
Nuts & Bolts vol.13 Flakpanzer IV Wirbelwind (Sd. Kfz. 161/4) & Ostwind Detlev Terlisten;
Allied-Axis issue 1;
Panzerwrecks X;
Panzer IV & its variants Walter j. Spilberger;
Самоходная артиллерия вермахта Михаил Свирин;
Средний танк Panzer IV Михаил Барятинский;
Энциклопедия немецких танков Второй Мировой войны;
Информация общедоступной сети Интнрнет.
Понимаю, что мой перевод не везде точен, да и дагадки не все верны (все-таки не все я сумел перевести), так что если Вам что-нибудь известно помимо вышесказанного или можете внести поправки, буду рад.
Далее речь пойдет о сборке машины.
И Вам здравствуйте, Cuprenum, буду продолжать по мере возможности.
Последний раз редактировалось LIMA 25.10.10 [21:31], всего редактировалось 3 раз(а).
- LIMA
- Откуда: Санкт-Петербург
25.10.10 [00:41]
#4
Внесу и первое дополнение от Максима Приданникова:
• 1145 Panther Hotchsitze (поднятое сидение для водителей танков «Пантера», т.к. в лобовой бронеплите удалили откидную створку смотрового прибора механика-водителя);
"пантерное кресло -выезжающее вверх устройство чтоб мехвод мог высунуть голову из люка для обзора местности во время вождения танка вне угрожающей зоны, при необходимости мгновенно съезжало вниз".
Спасибо.
• 1145 Panther Hotchsitze (поднятое сидение для водителей танков «Пантера», т.к. в лобовой бронеплите удалили откидную створку смотрового прибора механика-водителя);
"пантерное кресло -выезжающее вверх устройство чтоб мехвод мог высунуть голову из люка для обзора местности во время вождения танка вне угрожающей зоны, при необходимости мгновенно съезжало вниз".
Спасибо.
- LIMA
- Откуда: Санкт-Петербург
13.11.10 [23:35]
#5
И снова здравствуйте.
Глава 1 - Корпус:
Сваривался из гетерогенных бронеплит. Использовались корпуса от машин серий Ausf G, H и J (Ausf J встречаются редко).
Для установки в танк интерьера пришлось поработать над «ванной» корпуса. Хорошо хоть пластик модели достаточно мягкий для обработки и вполне эластичный. Пришлось удалить ребра жесткости и направляющие для установки перегородки отделяющей двигательный отсек, это не доставило проблем. А вот с задним бронелистом пришлось (и еще придется) повозиться… Почему-то верхняя и нижняя его части никак не хотели стыковаться, по непонятной мне причине… Кстати, такой проблемы не возникнет у тех, кто соберется делать машину на шасси Ausf H, т.к. задний бронелист у нее дан одной деталью.
Ну и несколько фото:
Т.к. возникли проблемы с задним бронелистом, пришлось примерять надстройку корпуса…
Пока все.
Глава 1 - Корпус:
Сваривался из гетерогенных бронеплит. Использовались корпуса от машин серий Ausf G, H и J (Ausf J встречаются редко).
Для установки в танк интерьера пришлось поработать над «ванной» корпуса. Хорошо хоть пластик модели достаточно мягкий для обработки и вполне эластичный. Пришлось удалить ребра жесткости и направляющие для установки перегородки отделяющей двигательный отсек, это не доставило проблем. А вот с задним бронелистом пришлось (и еще придется) повозиться… Почему-то верхняя и нижняя его части никак не хотели стыковаться, по непонятной мне причине… Кстати, такой проблемы не возникнет у тех, кто соберется делать машину на шасси Ausf H, т.к. задний бронелист у нее дан одной деталью.
Ну и несколько фото:
Т.к. возникли проблемы с задним бронелистом, пришлось примерять надстройку корпуса…
Пока все.
- Александр Саливанчук
- Откуда: Екатеринбург
29.11.10 [20:49]
#6
Во нечего себе, давненько столько не читал.Если вы также дотошно будете собирать будем только рады.
Печатать руки не устают значит совсем справитесь.Удачи!
Печатать руки не устают значит совсем справитесь.Удачи!
- LIMA
- Откуда: Санкт-Петербург
30.11.10 [00:27]
#7
malear, здравствуйте!
Спасибо, буду стараться. Времени бы побольше...
Спасибо, буду стараться. Времени бы побольше...
- LIMA
- Откуда: Санкт-Петербург
02.06.11 [22:00]
#8
Снова здравствуйте, уважаемые коллеги!
Нашел тут парочку фото серийного "Ostwind'а", может кому-нибудь будет интересно.
Нашел тут парочку фото серийного "Ostwind'а", может кому-нибудь будет интересно.
- LIMA
- Откуда: Санкт-Петербург
04.06.11 [22:37]
#10
Здравствуйте!
Константин, спасибо. Это все же довольно-таки распространенное фото, встречается и в нашей и в западной литературе.
В журнале «Budapest Balaton 1945» WM №246 в подписи к этому фото говорится, что эта машина принадлежала 9й SS Panzer Division и была подбита в районе Сехешфехервара в 1945г. В нашем же журнале «Бои у озера Балатон» сказано, что машину подбила САУ ИСУ-122. Так же в нашей литературе сказано, что фото взято из Альбома фотографий образцов техники, приложения к Акту обследования немецких боевых машин (АФОТ).
Вот оно же но посветлее:
Константин, спасибо. Это все же довольно-таки распространенное фото, встречается и в нашей и в западной литературе.
В журнале «Budapest Balaton 1945» WM №246 в подписи к этому фото говорится, что эта машина принадлежала 9й SS Panzer Division и была подбита в районе Сехешфехервара в 1945г. В нашем же журнале «Бои у озера Балатон» сказано, что машину подбила САУ ИСУ-122. Так же в нашей литературе сказано, что фото взято из Альбома фотографий образцов техники, приложения к Акту обследования немецких боевых машин (АФОТ).
Вот оно же но посветлее:
Кто сейчас на форуме: Сейчас этот раздел просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4