В продолжение "Бесед о результативности".
Значится, так.
Иван Никитич по разным данным сделал 330 боевых вылетов, провел 120 боев и официально сбил 62 самолета (326 – 126 – 62 соответственно), совершив первый боевой полет 26 марта 43-го года. Сменил 6 самолетов (все – различные Лавочкины, последние два – семерки), несколько раз сажал изрядно покалеченные машины – но при всем при этом ни разу не был сбит. И, насколько знаю, только одну из его машин не стали восстанавливать и пустили на запчасти.
Также, если верить источникам, в наших ВВС существовала интересная традиция – если самолет сбивали в бою, в котором участвовали новички, то более опытные пилоты записывали их на личный счет новеньких. И, вроде бы, у Кожедуба таких подарков-стимуляторов было что-то около 5-10, если не больше.
В советской литературе писали, что Кожедуб редкий вылет не сбивал кого из немцев. Может, оно и так, а может это просто пропаганда – спорить не буду. Также отмечали и своеобразное честолюбие пилота – если своими глазами не видел, как упал подбитый им самолет, то о нем мог даже и не сообщить.
Есть и такой интересный факт: осенью 44-го собрали наших лучших истребителей (по другой информации – родной кожедубовский авиаполк) и под его же командованием отправили в Прибалтику гонять Вика с его соколами. У самого Вика уже тогда было что-то далеко за сотню побед, но это ему не помогло – потеряв всего две своих машины, толпу «белокурых рыцарей» погнали с разгромным счетом.
И самый прикол – сам не знал, вот только сегодня наковырял – оказывается, Кожедуб весной 45-го завалил и двух союзничков-американцев, которые, вместо благодарности за помощь в защите своих же бомберов, атаковали его парой «Мустангов». Сбил обоих – и надо ли говорить, что в счет ему они не пошли, тут хоть бы под трибунал не попасть…
Список официальных побед - 62 самолета, в том числе:
Ju-87 – 17
Ju-88 - 2
Hs-129 - 3
He.111 - 2
Bf.109 - 16
Ме-262 - 1
Fw-190 – 21.
Теперь о Хартманне. Может это и плохо, но в рунете информации о нем намного меньше и носит она отрывочный характер. Так вот, по разным данным у него что-то около 1400-1460 вылетов и 352 сбитые машины – и это с сентября или октября 42-го, т.е. войну они с Кожедубом начали почти одновременно.При всем при этом Хартманна сбивали толи 14, толи 16, толи 18 раз. Другими словами, цельную эскадрилью мессеров Хартманну просто «подарили». Примечательно и то, что Баркхорн, второй после Хартманна по результативности немец, начав воевать раньше, «набил» только 301 аппарат, про остальных немецких летчиков и не говорим.
А список побед Хартманна попался мне только один раз – в тупейшей сфабрикованной мурзилке образца 60-х гг. Холодной войны – и писал я о ней как раз на первой страничке этой вот темы. Там и про 9 «мустангов» в одном бою, и про Ла-9, и про ЛаГГ-5 повествуется…Так что,
Politruk, я о Хартманне тоже «уже писал» - читаем протоколы заседаний.Посчитаем КПД пилотов?Причем, давайте уж вспомним и про то, что не считая налетов союзной авиации на Германию, на Западе в то время в воздухе было куда как спокойнее, чем на Востоке.
Да, кстати, а откуда информация о количестве боевых вылетов Хартманна?Это по скольку ж вылетов в день он совершал - особенно под конец войны, когда у немцев с горючкой совсем ой настал?Есть ли еще пилоты (для чистоты сравнения - ихние, наши или союзные) с таким или близким охрененным налетом - и сколько их всего-то?
Кстати, если память мне с кем-то не изменяет, нашим бомберам за 50 боевых вылетов (если живые оставались) Героя давали...
http://www.day.kiev.ua/185053/ - здесь лежит интересная статья на тему нашей полемики – половина посвящена Кожедубу, остальное – немцам, героям, украинцам и т.д. Если убрать из нее националистические украинские нотки (Кожедуб же у нас не советский, а украинский герой – хотя лично я ему почти земляк – Сумской район раньше входил в состав Курской области) – то острая и достаточно неплохая статья.
А вот отсюда:
http://gazetazp.ru/cgi-bin/showissue.pl?n=1999/80&i=2 тоже кое-что:
«Боевое мастерство немецких летчиков-асов во время второй мировой войны, если разобраться, довольно сомнительно. Миф появился благодаря разным системам учета в люфтваффе и ВВС других стран. Немцы ставили на самолеты кинофотопулеметы, работавшие синхронно с бортовым вооружением. Зафиксированное на пленке попадание пулевой трассы в самолет засчитывалось за победу (тогда как подбитая машина чаще всего дотягивала до аэродрома). Зато советским и британским летчикам в зачет шли только те самолеты, чье уничтожение подтверждали наземные наблюдатели. Поэтому немецкие "суперасы" спокойно относились к практике, когда за провинности (если в горячке боя сбивали, например, своих) им могли "списать" с боевого счета 10-20 самолетов. Так что поражающие воображение цифры в 250-300 воздушных побед (кстати, рекордсмен здесь - Эрик Хартманн, 352 сбитых самолета) - по большей части туфта.»
Не удержался и тиснул с другого форума. Участник
Минский партизан пишет (
http://forum.rosbalt.ru/index.php?s=3b0 ... 202&st=500 ):
«Ну надо же, опять эта безапеляционная инфа "про непревзойденных героев люфтваффе, сбивших по 300 самолетов" вылезла ! Я уже не раз писал на этом форуме о том, что на счетах гитлеровских пилотов указано вовсе НЕ количество сбитых самолетов, а количество ОЧКОВ, которые начислялись по сложной, "очково-отметочной" системе в зависимости от типа сбитого самолета. Боевой счет (а скорее оценка мастерства пилотов)велся у немцев способом, совершенно отличающимся от ВВС других стран.
Теперь, по прошествии многих лет, однозначно вернуть эти очки к числу реально сбитых самолетов практически невозможно. Для иллюстрации приведу 2 примера.
1). Если сложить результат 1000 лучших пилотов гитлеровского люфтваффе, начиная с пресловутого Эрика Хартманна с цифрой 352, получится сумма более 66 тысяч. Если считать это сбитыми самолетами, то следует вспомнить, что все потери ВВС СССР за войну оценены в 45 тыс. Допустим, что сюда входят и потери союзников по антигитлеровской коалиции. Но тут возникакает вопрос, если следующая по списку 2-я тысяча гитлеровских "героев" закрывает и остатки потерь союзников, то чем занимались десятки тысяч других немецких пилотов всю войну !?
2). По состоянию на 15 сентября 1942 г. лучший счет среди немецких пилотов был 150 (у Ханса-Йохима Марселля). Но уже 2 октября 1942 г. Герман Граф устанавливает новый рекорд - 200 ! Если считать это сбитыми самолетами, то перед глазами встает картинка о том, как этот самый Граф, на протяжении полумесяца регулярно и без выходных, хлебнув утреннего кофе (а может и шнапса), вылетает и сбивает не менее 3-х советских самолетов в день (типа, как у Мюнхгаузена - со стольки-то до стольки-то - война с Англией). Если серъезно, то вряд ли реально за такой период сбить 51 самолет.
А вот более прямые - финансовые- оценки "разного веса" сбитых самолетов. За "отметку" одномоторного истребителя гитлеровский пилот получал 1 тыс. марок, "за рус-фанер" ПО-2 - 2 тыс.марок (из-за высокой маневренности этого малого ночного бомбардировщика), за 4-х моторную "летающую крепость" - 5 тыс.марок, за реактивный самолет ИЛИ САМОЛЕТ С РЕАКТИВНЫМИ СНАРЯДАМИ - 10 тыс.марок. Эти цифры начислений - 1, 2, 5 и 10 уже очень хорошо ложатся на упомянутые счета. Про самолеты с реактивными снарядами выделено специально, т.к. таковыми являлись знаменитые труженики войны в небе с советской стороны - штурмовики ИЛ-2. И вот сбить за полмесяца 5 ИЛ-2 - вполне реально.
Ну и наконец расшифруем пресловутое "отмечены". Оказывается под этим подразумеваются данные кино-фотопулеметов или свидетелельские показания о том, что немецкий пилот попал в жизненно-важный узел самолета противника (например кабину или двигатель). Это конечно важное свидетельство мастерства пилота, но согласитесь, 100 % гарантии гибели "отмеченного" самолета не дает.»
На закусь:
http://www.forum.bestavia.com/index.php ... opic=135.0 . Там и о Солонине, и с Солониным и не только с ним. Если терпежу хватит - читайте, материал большой.
Короче...Никто не спорит, данные потерь и данные побед противников всегда не сходятся. Но почему-то ни у кого не возникает никаких вопросов по поводу достоверности количества сбитых союзными, японскими или итальянскими асами самолетов.А с немцами - вечная непонятка: откуда они вообще столько сбитых самолетов и таких пилотов-асов в неимоверных просто количествах взяли?
Факты есть факты - и я верю в 62 победы у Кожедуба, 59 - у Покрышкина, 40 - у Бонга и в 33 - у Клостермана. Но вот в двух-трехсотенные немецкие счета лет после 15-16-ти не верится. Ва-а-абще. Как и в тотальное превосходство немецкой авиации в воздухе - в любом периоде войны, даже в начальном - ибо тоталить, в общем-то, особо-то и нечем было...А легенда о Хартманне (в большей степени, чем о других немецких асах),ИМХО,вообще противоречит и здравому смыслу, и логике, и статистике и даже теории вероятностей.
Уфф...пока всё...даже руки устали
