О КРИТЕРИЯХ СУДЕЙСТВА РАБОТ В ДИОРАМНЫХ НОМИНАЦИЯХ НА ВЫСТАВКАХ СТЕНДОВОГО МОДЕЛИЗМА
Рано или поздно в жизни моделиста наступает момент, когда хочется показать свои работы не только близким людям, родственникам и друзьям, но и поучаствовать в публичных выставках-конкурсах стендового моделизма, проводимых ныне достаточно регулярно.
Организаторам выставок приходится решать многочисленные задачи, связанные с приемом и размещением работ, организаций доступа и охраны работ, организацией судейства, церемоний открытия и награждения, съемки работ, мастер-классов, приезда и размещения гостей, привлечение спонсоров и других сопутствующих процедур. В связи с большим объемом задач у организаторов судейство работ не всегда проходит удачно и вызывает много вопросов. Состав жюри зачастую скрывается. Судьи боятся ответить за свои решения публично, не могут назвать критерии оценки работ и мотивировать свои решения. Любое общение по вопросам судейства с организаторами вызывает глухое непонимание и негативно-оскорбительную реакцию в духе «не нравится — не участвуй».
Возможно, судейство не самый важный компонент для организаторов, но для моделистов, участвующих в выставке, этот компонент немаловажен. Он является сильным стимулом посоревноваться в силах с другими коллегами про хобби. Как минимум, моделист должен знать критерии, по которым работы делятся на номинации и по которым будет оценена его работа.
Создание общепринятой системы критериев на выставках — актуальная задача, требующая своего решения. В этой статье я делаю попытку предложить собственное видение критериев и системы оценок, которые можно использовать при судействе работ в диорамных номинациях.
Жанр «Диорама» в отличие от других видов стендового моделизма очень многогранен. На диорамах присутствуют модели техники, фигурки, здания, растительности и др. Все это размещено в единой композиции на одном основании, связано сюжетом и красиво оформлено на подставке. Многогранность этого жанра и должна быть основой для выбора системы критериев.
Я предлагаю использовать восемь критериев оценки для диорамных работ по исполненным элементам:
1. Сюжет. Оценивается сюжет диорамы, его оригинальность, документальность, эмоциональное содержание, соответствие сюжета названию работы
2. Композиция. Оценивается композиция диорамы, гармоничность и логичность расположения объектов на основании, соответствие с сюжетом.
3. Фигурки. Оценивается мастерство изготовления фигурок людей и животных на диораме (матчасть, аккуратность сборки и покраски)
4. Техника. Оценивается мастерство изготовления техники на диораме (матчасть, аккуратность сборки, качество окраски и везеринга)
5. Строения. Оценивается мастерство исполнения зданий и сооружений на диораме (матчасть, аккуратность сборки и покраски, везеринг)
6. Растения. Оценивается мастерство исполнения растительности на диораме (мастчасть, аккуратность исполнения и покраски)
7. Основание. Оценивается мастерство исполнения покрытия на диораме: земли, травы, снега, воды, брусчатки, асфальта и т.п.
8. Оформление. Оценивается мастерство оформления подставки для диорамы.
Если элемента, как такового нет (например, нет растительности, строений, техники и т.п.) то он просто не оценивается. Таким образом получаем 4 обязательных элемента — сюжет, композиция, основание. оформление и 4 произвольных элемента — фигурки, техника, строения и растительность.
За каждый критерий ставится оценка по шестибальной шкале:
6 баллов — «превосходно» — высочайший уровень мастерства, эталон.
5 баллов — «отлично» — критерий оценивается без замечаний.
4 балла — «очень хорошо» — критерий оценивается с одним незначительным замечанием
3 балла — «хорошо» — несколько незначительных замечаний
2 балла — «удовлетворительно» — одно существенное замечание
1 балл — «плохо» — имеется несколько существенных замечаний
Общий балл по работе выставляется по результату деления суммы набранных баллов к числу оцениваемых критериев. Например, если оцениваемых элементов семь, то надо сумму набранных баллов делить на семь, если пять — делить на пять. В итоге получаем объективный количественный интегральный критерий качества работы в целом. Работа судей сводится к поиску недочетов и обсуждения, насколько они существенны в снижении балла работы. Полностью субъективизм оценки не исключить, но значительно понизить его роль на конечное решение. Ну и конечно главным рецептом для повышения уровня судейства может быть рекомендация организаторам привлекать для судейства опытных мастеров жанра, имеющих опыт участия и побед на уровневых конкурсах.
Хотелось бы также обратить внимание на объективные принципы разделения работ внутри жанра на номинации. Наиболее часто идет двухуровневое деление — диорамы и виньетки. Однако грань между ними очень размыта. В виньетки попадают и небольшие работы с 1-2 фигурками и крупные работы с техникой. Давно назрела проблема выделить средний класс работ в диорамах — малая диорама, когда работе до полноценной диорамы далеко, но это уже и не виньетка.
Я предлагаю применять деление диорамных работ по трем «весовым» категориям:
1. Виньетки. Небольшие по площади работы без крупных объектов в композиции, не более пяти фигурок.
2. Малые диорамы (или Минидиорамы). Работы средней площади, 1—2 крупных объекта в композиции, не более десяти фигурок.
3. Диорамы. Работы большой площади, 2 и более крупных объектов в композиции (техника, строения, деревья и т.п.) или более десяти фигурок
Впервые мое предложение с выделением номинации «Минидиорамы» было принято и апробировано на конкурсе «DishModels» в 2013 году. Организаторы сочли опыт судейства удачным.
Возможно выделение специальных номинаций, связанных со спецификой представленной техники или использованным масштабом. Поводом для выделения является наличие не менее 3 конкурсных работ.
Буду рад, если читатель выскажет свое мнение о рассмотренной проблеме и предлагаемых путях выхода из нее.
О КРИТЕРИЯХ СУДЕЙСТВА РАБОТ В ДИОРАМАХ НА ВЫСТАВКАХ
- Виктор Новиков
- Откуда: Иваново
11.05.16 [09:21]
О КРИТЕРИЯХ СУДЕЙСТВА РАБОТ В ДИОРАМАХ НА ВЫСТАВКАХ
#1
Последний раз редактировалось Виктор Новиков 11.05.16 [14:13], всего редактировалось 1 раз.
- Andrey Tolkalin
- Откуда: Московская обл.
11.05.16 [11:45]
#2
В первом пункте "Сюжет" не хватает слова "историчность".
Поскольку "документальность" не всегда можно применить. Так как далеко не все диорамы придумываются по документальным фото. Зачастую это просто не возможно. Со средневековьем например.
Бывают выдуманные сюжеты, но тем не менее сделанные под конкретную эпоху.
Но при этом соответствие исполнения диорамы историческому периоду немаловажно, думаю даже первично.
Поскольку "документальность" не всегда можно применить. Так как далеко не все диорамы придумываются по документальным фото. Зачастую это просто не возможно. Со средневековьем например.
Бывают выдуманные сюжеты, но тем не менее сделанные под конкретную эпоху.
Но при этом соответствие исполнения диорамы историческому периоду немаловажно, думаю даже первично.
- Виктор Новиков
- Откуда: Иваново
11.05.16 [13:03]
#3
Согласен. И историчность должна опираться на исторические документы, исследовательскую базу.
Кто сейчас на форуме: Сейчас этот раздел просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 15